Смотровая яма в гараже из кирпича своими руками
Смотровая яма гараже кирпича — несложная постройка, необходимая для самостоятельного ремонта транспортного средства. Предварительно специалисты советуют подготовить план-схему будущего строения, определиться с уровнем грунтовых вод, приобрести строительные материалы и инструменты.
Смотровая яма для гаража должна располагаться по середине строения.
Подготовительные работы
Смотровая яма из кирпича возводится с учетом предназначения гаража:
- для хранения автомобиля — яму располагают в центре строения;
- для ремонта и хранения транспортного средства и продуктов питания — яма сдвигается к стене основного строения.
На схеме указывается длина ямы, которая должна превышать длину автомобиля на 1 м (для обустройства комфортного спуска и ступенек). Ширина углубления колеблется в пределах 75-80 см. Следующий этап — рытье котлована в гараже.
Смотровая яма из кирпича самое полное пособие Александр Токарев
Для этого используют лопату и бур с насадкой. Бур потребуется в случае наличия каменистого и твердого рельефа. Специалисты рекомендуют предварительно предусмотреть применение выкопанной земли. Следующий этап — возведение стен. В первую очередь проводится изоляция рубероидом. Сверху монтируют жесткий кровельный материал. Смотровая яма армируется сеткой.
Затем стены в яме штукатурят. Финишная отделка проводится после высыхания раствора. Предварительно края углубления закрепляются алюминиевыми уголками.
Дополнительные моменты
Чертеж гаража с ямой.
Если смотровая яма в гараже возводится из кирпича, тогда предварительно обустраивается пол, затем возводят стены.
лщина перегородок — целый либо 1/2 кирпича. Если для строительства конструкции используется старый кирпич, тогда предварительно материал очищается от старой штукатурки. Для этого используют болгарку. Раствор для кладки кирпича приготавливается с учетом соотношения 3:1. В полученный состав рекомендуют добавить жидкое мыло.
В таком случае раствор будет более эластичным. При этом увеличится время затвердевания, что очень важно для новичков-строителей.
Чтобы стена из кирпича была ровной, предварительно натягивают шнур, проверяют вертикальность. Специалисты советуют располагать ниши в боковых стенах котлована. Их можно использовать для хранения инструментов. Верхние ряды кладки защищают от разрушений путем монтажа обвязки из металлических уголков.
Последние элементы необходимо сваривать с учетом образования полки, на которую будут укладывать настил из досок. Полученное покрытие обеспечивает безопасный въезд транспортного средства на смотровую яму.
На половое покрытие укладываем деревянную решетку, а стены окрашиваем водоэмульсионкой. Если смотровая яма обустраивается в северных районах, тогда проводится теплозащита путем укладки пенополистирола толщиной в 50 мм.
Создание котлована при близком расположении грунтовых вод
Перед началом работ необходимо четко определить расположение ямы.
Смотровая яма в гараже строится с учетом глубины залегания грунтовой воды. Для этого потребуется выкопать котлован. Если значение показателя меньше 2 м, тогда проводят его гидроизоляцию. Для этого специалисты советуют использовать:
- полимеры с одним и несколькими слоями мембран — такие материалы должны укладывать специалисты;
- жидкие или рулонные битумы — это самый дешевый и доступный метод гидроизоляции смотровой ямы из кирпича — срок эксплуатации такой конструкции достигает15 лет;
- проникающая гидроизоляция — неограниченный срок действия.
Гидроизоляционные работы начинаются с подготовки полового покрытия. Для этого потребуется утрамбовать грунт. В траншею закладывают сыпучий материал. Рубероид либо бризол укладывается после обработки поверхности ямы ГГП. Первый слой рубероида используется полосками.
При этом соблюдается нахлест в 15 см. Места стыковки обрабатываем горячим битумом. Если последний материал остыл, тогда укладывается 2 слой.
Специалисты советуют изолировать смотровую яму в гараже с помощью проникающей гидроизоляции.
Ее наносят на сырое покрытие стены, а затем — на кирпич. В состав такой смеси входит минеральный наполнитель и различные добавки. Чтобы приготовить раствор герметика, используют 1 кг порошка-смеси, 0,3 л воды.
Если смотровая яма в гараже будет использоваться и для хранения овощей, тогда потребуется сделать перегородку. Особое внимание уделяется влажности и температуре воздуха в хранилище. Если половое покрытие и стены заливаются бетоном, тогда обустраивается опалубка.
Обустройство вытяжки и освещения
Для рытья лучше использовать лопату и бур с насадкой.
Следующий план работы — установка потолочного перекрытия, утепление ямы, возможно утепление и самого гаража, монтаж вентиляции и освещения. Вытяжка необходима для обеспечения нормальной работы в гараже. Если в котловане предусматривается укладка гидроизоляционного материала, тогда вытяжка монтируется до начала работ. В противном случае нарушится его целостность.
В котловане монтируют 2 трубы:
- Приточную — отвод чистых воздушных масс с улицы в смотровую яму;
- Вытяжную — вывод загрязненных и влажных воздушных масс из котлована на улицу. При этом соблюдается следующее требование: труба выводится на 1 м от уровня крыши. Для обустройства такой системы используют пластиковые либо металлические трубы.
Смотровая яма требует проведения освещения. При этом следует учитывать:
- требования по электрической безопасности — схему освещения рекомендуется составить с помощью квалифицированного специалиста;
- для обеспечения равномерного освещения в помещении устанавливают общее и локальное электричество;
- розетки и выключатели устанавливают в гараже;
- сечение медного кабеля должно равняться 4 кв. мм.
Чтобы обеспечить помещение светом, устанавливают низковольтные лампы. Для их работоспособности потребуется обустроить понижающий СЭУ.
Виды источников света
Схема проводки в гараже со смотровой ямой.
Освещения в гараже и смотровой яме проводится с помощью:
- 12В лампы;
- 36В светильников;
- аккумуляторов-светильников.
При использовании вышеперечисленных осветительных приборов вблизи счетчика монтируют дополнительный трансформатор (200/12 В). Специалисты советуют устанавливать в смотровой яме лампы дневного света. Их располагают по двум сторонам котлована. Предварительно обустраиваются специальные углубления. Лампы необходимо защитить герметической оболочкой от сырости.
Если потребуется осветить труднодоступное место в транспортном средстве, тогда применяют переносную лампу. Ее подсоединяют к электропроводу длиной более 4 м.
Освещение в гараже проводится с помощью ламп:
- накаливания;
- энергосбережения;
- светодиодных;
- люминесцентных.
Характеристики осветительных приборов
Для каждой лампы характерны определенные преимущества и недостатки. Лампы накаливания не рекомендуется устанавливать в гараже со смотровой ямой, так как данные приборы освещения обладают высокой опасностью, потребляют много электричества, излучая свет разных оттенков. Это отрицательно сказывается на зрении.
Люминесцентные осветительные приборы рекомендуется устанавливать в теплом помещении. Если температура воздуха не превышает +5°С, тогда люминесцентная лампочка не надежна в работе. К ее недостаткам специалисты относят наличие ртути. Поэтому после окончания срока эксплуатации лампу утилизируют.
Чаще в смотровой яме устанавливают энергосберегающие лампы, которые обеспечивают яркое и равномерное освещение, обладают длительным сроком эксплуатации. Их работоспособность не зависит от температуры в гараже. К минусам специалисты относят высокую цену и бережное обращение (из-за наличия ртути).
Светодиодные лампочки используют для локального освещения. Они не мигают, подавая ровный свет. При этом данные приборы потребуют минимум энергии, не оказывая отрицательного влияния на человеческое здоровье. По завершении электрических работ можно приступать к отделке смотровой ямы и гаража.
ИсточникСмотровая яма в гараже из кирпича
Смотровая яма в гараже из кирпича возводится довольно просто и служит незаменимым помощником для владельцев автотранспорта при осмотре и ремонте машины.
Для тех, кто умеет и любит ремонтировать, устранять мелкие неисправности в машине самостоятельно, смотровая яма просто необходима.
Сегодня хорошо развита сеть автомастерских и центров по обслуживанию и ремонту автомобилей. Тем не менее, многие водители получают даже удовольствие от того, что могут сами найти и устранить неполадки в своем авто, это своего рода разрядка от основной трудовой деятельности.
Кроме того, это еще и моральное удовлетворение, что сами подготовили свой автомобиль к техосмотру плюс сэкономили определенную сумму своего бюджета. Зачастую такие умельцы помогают в ремонте и своим друзьям.
Смотровые ямы устраиваются также в гаражах для обслуживания крупной автомобильной техники – грузовых авто, автобусов и прочего автотранспорта. Предлагаю рассмотреть вопрос о том, как строится смотровая яма в гараже из кирпича для вашего легкового автомобиля.
Подготовительные работы
Вначале необходимо выяснить то, на какую отметку возможен подъем грунтовых вод. Не во всех населенных пунктах есть геологическая служба, где производят геологические изыскания грунтов (и определяют уровень грунтовых вод).
Это возможно определить и самому. Для этого сделайте шурф на глубину 2-2,5 м и проследите за уровнем подъема воды. Если прогноз неблагоприятный и вода залегает близко к отметке поверхности земли, то смотровую яму лучше не делать.
Если выбора нет и участок уже выделен, то выполняют дренаж подпочвенных вод (водоотвод), но мероприятие это затратное и сложное, связанное со строительством дренажного колодца за пределами гаража. Будем исходить из того, что прогноз благоприятный.
Определяем размеры ямы
Вам следует рассчитать на бумаге и составить эскиз или вычертить чертеж с нанесением всех размеров того, как будет расположена смотровая яма в гараже из кирпича с указанием ширины, высоты, ее длины.
Длину рассчитываем исходя из габаритов вашего автомобиля. Это в среднем 4-5 метра и для спуска в нее добавляем еще метр. При такой длине вам не нужно будет при ремонте постоянно передвигать автомобиль.
Ширина – основным лимитирующим размером здесь является расстояние между автомобильными колесами. Наиболее приемлемый размер – 75 – 80 см, который подходит для всех типов легковых автомобилей.
Глубина выбирается индивидуально под свой рост. Ваш рост плюс 15см вполне достаточно для вас, а если помощником будет ваш друг, выше вас по росту, то лучше сразу выполнить яму плюс 30см к своему росту. Себе можете смастерить деревянную подставку под ноги.
Яму можно строить двумя методами:
- Параллельно с возведением ленточного фундамента и цоколя. В этом случае котлован может выкопать экскаватор.
- После возведения коробки. В этом случае копать придется вручную.
Грунт от разработки будет использоваться на обратную засыпку пазух и подсыпку под полы, так как пол гаража по отметке должен быть выше, чем отметка дороги, куда выезжает автомобиль.
Технология устройства смотровой ямы из кирпича
Мы определились с размерами смотровой ямы в чистоте. Но при устройстве котлована следует учесть:
- толщину будущих стен из кирпича (250мм — в один кирпич);
- слой выравнивающей подготовки из песка, щебня, гравия толщиной 50-100мм;
- толщину днища из бетона марки 150 – 200 равную 100мм.
Осуществляем отрывку котлована, зачищаем дно и приступаем к устройству днища. Спускаться в яму можете по приставной стремянке.
Делаем выравнивающую подготовку и приступаем к устройству горизонтальной гидроизоляции днища из рулонных материалов – изола, рубероида и прочих пленочных материалов.
При этом следует учесть, что края изолирующего материала надо вывести на 50см за границы днища, чтобы затем завернуть их и наклеить на наружную поверхность будущих кирпичных стен ямы.
Подошло время бетонирования днища. Производим его шириной равной ширине ямы 75 – 80см плюс толщина двух кирпичных стенок (50см) плюс запас на «туда – сюда» (5-10см). Итого ширина плиты получается 1,4м. Аналогично просчитайте длину плиты днища.
Армировать ли днище? Если вы применяете бетонную смесь М-150, 200, выдерживая толщину 80 – 100мм, то можно обойтись без арматуры. Бетон должен схватиться до первоначальной прочности, – в нашем случае отводим на это срок в 3-4 дня.
Начинаем кирпичную кладку, которую опираем на бетонную плиту. Кладку кладем под расшивку швов либо штукатурку. С наружной стороны стены ямы следует оштукатурить, чтобы можно было качественно выполнить вертикальную гидроизоляцию.
Штукатурку осуществляем параллельно с кладкой, то есть, выложив 4 – 5 рядов по высоте стенки, тут же оштукатуриваем ее снаружи.
Выполняем наружную обмазочную гидроизоляцию – горячим битумом, битумной мастикой, аналогичными материалами в два слоя. Гидроизоляция нужна, чтобы стенки ямы не «тянули» влагу из земли и не создавали сырость внутри нее.
Выполнив стенки ямы и их гидроизоляцию нужно произвести обратную засыпку пазух с послойным трамбованием грунта через 15 – 20см. Идеально, если это будет глина, так как уплотненная глина создает «глиняный замок», препятствующий проникновению воды через нее.
Устройство ниш
Очень удобно если смотровая яма в гараже из кирпича обустроена по длинной стороне нишами – для размещения электрического светильника, выключателя, розетки.
К этой нише следует подвести кабель с напряжением 36вольт, используемый в подвальных и сырых помещениях одетый в резиновый шланг либо в гофрированном (лучше стальном) варианте.
Другую нишу – для размещения инструментов необходимых при работе. Размещают ниши на высоте 0,9 – 1,2 м от уровня пола ямы.
Размеры ниш можно выдержать в мм:
- по глубине 120
- длина в пределах 500 – 750
- высота 250-300
После укладки последнего верхнего ряда кирпичей на них устанавливается металлическая обрамляющая проем рамка из уголка № 45-50.
Для надежной фиксации рамки к внешней боковой ее стороне привариваются анкерные выпуски из арматуры диаметром 6-10мм через 25-30см, которые после бетонирования пола гаража входят в тело бетона.
Уголки свариваются таким образом, чтобы в рамку по короткой стороне можно было устанавливать доски толщиной 40-50мм, которыми перекрывают яму в тех случаях, когда ею не пользуются.
Доски можно сбить в щиты, но не слишком тяжелые. Их нужно антисептировать и покрасить, чтобы продлить срок эксплуатации. Металлические детали (рамки, лестницы и прочее) тоже необходимо окрасить.
Моя смотровая яма, выполненная в подвале гаража
Чтобы смотровая яма в гараже из кирпича была безопасной для заезда, устанавливают, так называемые, колесоотбойники, которые не позволяют случайно съехать колесам автомобиля в яму.
Это металлическое обрамление вокруг ямы из металлического профиля (трубы, швеллера, уголка), которое несколько возвышается над отметкой пола и представляет собой барьер, огораживающий проем смотровой ямы.
Смотровую яму рекомендуется держать закрытой ( кроме случаев ее использования), так как в ней образуется конденсат, который может способствовать коррозии днища и металлических узлов машины. Просушивайте яму в жаркую погоду, когда вы выезжаете из гаража.
Это, пожалуй, основные моменты, которые следует учесть при строительстве смотровой ямы. Еще раз подумайте и взвесьте целесообразность устройства ямы при строительстве своего гаража.
ИсточникПостройка смотровой ямы.
Расскажу вам в двух словах как строил смотровую яму у себя в гараже.
Началось всё с закупки материалов: кирпич красный, цемент, гидроизоляция, +чуть попозже грузовик песка, гофра для проводки, провод электрический. Кирпич нашёл по объявке в 2 раза дешевле чем он продаётся в магазине (у человека были не пригодившиеся остатки от строительства дома), гидроизоляцию тоже купил у него чуть дешевле рыночной стоимости. Песок вначале возил в прицепе на папином Пассате, но так как ещё было необходимо стяжку заливать, то песка реально было нужно много, решил сохранить своё время (да и машину было жалко) заказал грузовую машину песка.
Разметил примерные размеры ямы которую нужно выкопать, включил музычку, чтоб было веселей и стал копать… Следует заметить что гараж построен на месте обветшавшего 100 летнего деревянного дома, фундамент которого был выложен из бута (больших и не очень камней) не скреплённых между собой практически ни чем, какой-то известью что ли, цемент наверное раньше был в дефиците… И камней этих достал из ямы много. Копать реально было тяжело.
Когда землеройные работы практически подошли к концу, выбрался наружу немного отдохнуть, вернулся через 15 минут и вот те на… сирпризик:-( одна из стен моей ямы, видимо из-за вышеупомянутых камней, находящихся у самого верха ямы обвалилась. Может на фото не очень видно, но когда я убрал осыпавшийся песок- яма у меня получилась в 1.5 раза больше чем предполагалось копать изначально. Будь я в это время в яме- думаю ноги вполне мог поломать, а если бы был в положении присядя (камень например выковыривал руками), то и закопать бы могло. А если бы ещё поддон с кирпичами с землёй в яму упала- то вообще пипец. Но пронесло… Спасибо Всевышнему!
Поставил опалубку по размерам необходимой мне смотровой ямы(далее С.Я.) 80-240 см. кажется. уложил гидроизоляцию, арматуру, залил фундамент. В середине (пол С.Я.) не заливал, чтоб не ошибиться с нужной мне высотой С.Я.
Родственник любезно согласился выложить стены из кирпича. Спасибо тебе большое, Анатолий! Кирпич обязательно красный т.к. бытует мнение, что силикатный, находясь в среде повышенной влажности (земля всё таки), разрушается, а красный- это по сути глина. В кладке были сделаны углубления для полочек 2 шт. и для ламп 2 шт. подвел к ним проводку в гофре.
Освещение в С.Я. будет от ламп на 36 В. Безопасность превыше всего! Так же была уложена пластиковая труба 15 см в диаметре с внешней стороны кирпичной стены.Один её конец выведен на уровне пола смотровой ямы, другой пока на уровне пола гаража у самой стены. Возможно выведу его на улицу.
В теории воздух по этой трубе поступает из улицы к полу С.Я., движется по яме(заложенной щитами) и выходит в другом конце С.Я через отверстие в щите. Далее воздух движется по гаражу и через вент.трубу закреплённую у потолка гаража выходит наружу. Вначале я думал возвести стены в пол кирпича, обкрутить их гидроизоляцией и засыпать свободное место песком.
Но, увидев у одного из моих знакомых С.Я. построенную по такой технологии, отказался. ВНИМАНИЕ! Вес грунта, автомобиля, давление замерзающей зимой воды, находящейся в земле, выдавили во внутрь стены С.Я. в центре она стала на 20 см. уже! Если не предпринять никаких мер- думаю лет через пару они вообще обрушатся.
Было принято решение рядом с кирпичом залить 10-15 см железобетона. Опалубкой служила гидроизоляция и фанера. Заливал бетон между изоляцией и кирпичом, одновременно с другой стороны гидроизоляции имеющееся пустое место засыпал песком, извлекал фанеру, где получалось. Песок утрамбовывал, поливал водой чтоб не просел потом.
Стены С.Я. получились на 10 см.ниже уровня пола, это расстояние необходимо для того чтобы положить свареный уголок, на который будут укладываться деревянные щиты, когда С.Я. не используется. При помощи лазерного уровня выставил свареный уголок на 1.5см выше уровня пола. Укрепил уголок бетоном. Небольшой уклон пола будет от С.Я. к стенам гаража.
Это нужно для того чтобы вода с автомобиля не текла в яму, не намокали деревянные доски закрывающие яму. Если будет необходимо, в будущем пропилю болгаркой в полу канавки и вода по ним будет течь в нужное мне место. Выставил по уровню металлические трубы в качестве маячков по которым буду заливать пол.
На следующий день по маячкам, которые были укреплены бетоном залил пол в гараже. Армировал бетон сеткой-рябицей, металлической проволокой (в общем всем, что сумел насобирать по округе:).
Когда стяжка пола моего гаража застыла, залез в С.Я. и опытным путём вычислил необходимую мне высоту С.Я. Насыпал подушку из песка, пролил её водой, уложил гидроизоляцию, залил стяжку пола в яме.
Готово!
Яма получилось очень сухой. Нет и намёка на сырость.
Смета в бел. руб:
-кирпич 840 шт- 1.830.000 руб (с рук по «сладкой» цене: 0.5 рыночной)
-гидроизоляция 2 рулона бикрост технониколь. 781.550 руб
-машина песка 10 тонн 650.000 руб
-трубы пластиковые(для вентиляции) 235.000 руб.
-цемент 43 мешка по 25 кг — 1.542.000 руб. (цемент остался, подъезд ещё залил)
-прокат прицепа 120 тыс. (кирпич возил:)
-кабель под проводку 15 м. 49.500 руб
-известь 1 мешок 82.000 руб (для пластичности раствора)
-гофра для кабеля 9 м. 24.300 руб.
-круг отрезной 10.000 руб.
-перчатки рабочие 21.500 руб
Так как бел. рубль постоянно «болеет»:-) думаю более понятным будет итог выраженный в денюшках США:
ИТОГО: 375 $
Метки: яма, строительство, смотровая яма
Приветствую! Респект за такую капитальную яму, и за такой же отчет! Спасибо! Возникло два вопроса, если не трудно. Пластиковые трубы диаметром 100? Меньше мало будет?
Гараж у мну 5.5х 5.2. И толщина бетона стенок 15 см достаточно? Арматура есть, кажись, 12я.
спасибо за положительную оценку моей работы, это приятно:-)
по моему субъективному мнению: толщина бетона в 15 см (если в паре с кирпичом) — достаточно.
если стена будет только из железобетона, ну не знаю… хорошо армировать в этом случае нужно, но лушче сделать стену на 5-10 см толще, цемент не такой уж и дорогой материал.
по поводу вентиляции: главное чтоб она она была правильно сделана и функцилнировала, а диаметр трубы 100 мм вполне нормальный.
если говорить о вентиляции в моём гараже, то я её так и не доделал. планировал вывести трубу из ямы на улицу, но не делал этого, нет необходимости т.к. яма получилось очень сухой, а сам гараж проветривается сквозь щели (где крыша прилегает к стенам).
если со временем буду активнее использовать гараж зимой, решу утеплить, запеню все щели. то придётся закончить вентиляцию, а на сегодняшний день она у меня естественная:-)
Спасибо за развернутый ответ! Еще один вопрос. Собираюсь покрасить пол гаража после бетонизации.Разбить как бы на квадраты, и покрасить в два цвета. Ведь если масло капнет на бетон, останется пятно. А с краски есть вариант стереть. Что думаешь по этому поводу?
думаю что пятно на полу гаража от масла- это нормальное явление.
на мой взгляд не стоит красить. не получится залить пол идеально ровно, всё равно останутся маленькие неровности, в них будет скапливаться грязь, будет просто не красиво… а когда надоест вытирать ещё и скользко.
вообще после заливки бетона, когда он немного подстынет, его трут щёткой для получения шершавой поверхности, чтоб не было скользко, безопасность и всё такое
🙂 покраска пола- прямо противоположное действие.
Пасиб! Буду думать!
Привет, подскажите по размерам изначально какую яму нужно выкопать?)
и правильно понимаю толщина бетона примерно как ширина кирпича или чуть больше?)
по ширине я думаю 130-140 см (для смотровой ямы шириной 80 см), по длине от стены до стены.
только сложно выкопать такую яму прям идеально по размерам, у меня не получилось, стенки осыпаются в любом случае получится воронкой. но если грунт плотный можно попробовать. рекомендую взять в помощь лазерный уровень. он покажет идеальную вертикаль., да и фундамент, под уровень залить и пол. короче очень удобно!
толщина бетона примерно как ширина кирпича, если нормально заармировать вполне достаточно.
Понял, ну а по глубине думаю что б голову скрывало, потом лучше подкорректировать ( залить) спасибо)
Еще хотел спросить как реализована вентиляция в яме, трубу в углу видел но как ее подвести к самой яме копать? можно пару слов об этом)
ну да. копать… вообще была идея вывести трубу на улицу (как на картинке), вместо вытяжной трубы можно просто не закладывать досками смотровую яму в другом конце, а под самой крышей сделать вент. отверстие, так и яма буден вентилироваться и само помещение гаража.
но у меня там(между стенами и крышей) и так щели есть, ветер свищет:-)
я пока оставил всё как есть. т.к. даже весной в яме было сухо. если что-то изменится- буду думать.
Понял) т.е просто трубу грубо говоря воткнуть в землю)
И последний вопрос гидроизоляция у вас между «землей и бетоном или между землей-бетоном -кирпичем?)
просто на фото видно только между землей и бетоном)
Смотровая яма из кирпича
Важный элемент любого автомобильного гаража — смотровая яма из кирпича. Она позволяет осмотреть основные узлы и агрегаты, расположенные снизу транспортного средства. Такую несложную постройку можно выложить своими руками, предварительно подготовив план-схему строения и купив необходимые строительные материалы и инструменты. Функциональность смотровой ямы в гараже часто увеличивают за счет встроенных ниш, которые используют для хранения автомобильных масел и жидкостей, набора инструментов и запаса топлива.
Подготовка к строительству ямы в гараже из кирпича
Обычно котлован для смотровой ямы делают до начала возведения стен. Это избавит от ограничений и позволит вывезти изъятый грунт вместе с грунтом от выкопанной траншеи под фундамент гаража. Котлован можно сделать и после окончания строительства гаража и его перекрытия, но обязательно до бетонирования пола. При выборе месторасположения ямы необходимо:
- Иметь данные о залегании грунтовых вод, чтобы сооружение не затапливалось и не стало бесполезным.
- Отступить от въездных ворот 1—1,5 м для прохода при поставленном автомобиле.
- Рассчитать расстояние до боковых стен или стационарных верстаков и стеллажей с возможностью свободного открытия дверей машины.
Размеры и расчет материала
Правильно подготовленные рабочие чертежи позволят избежать просчетов при изготовлении металлоконструкций, рассчитать количество стройматериалов и обеспечат удобство расположения ниш для хранения. Работы начинают с установления параметров смотровой ямы, на которые влияют следующие факторы:
- общие размеры гаража;
- ширина базы колес автомобиля;
- длина машины;
- высота роста владельца, который будет ею пользоваться.
Правильно выбранные размеры обеспечат безопасность, удобство при ремонте и парковке машины в гараже.
Размеры будущей постройки зависят от нескольких важных факторов.
Размеры длины, ширины и глубины вносят в будущий проект. Эти данные необходимы для расчета объема лишнего грунта, размеров арматуры, уголка, количества кирпича и других строительных материалов. Оптимальная ширина 800—860 мм. Размеры длины ямы могут быть любые, но не меньше, чем длина автомобиля плюс 1 м. Как правило, этот показатель находится в пределах от 4 до 6 м. Глубину выбирают по росту заказчика плюс 10—20 см. Обычно она в пределах 1,8—2 м. Выйти на удобную глубину можно за счет поднятия пола после кладки.
Этапы работы
Подготовка котлована
Размеры котлована на 20—25 см больше размеров ямы. Для закладки дренажа делают траншею по периметру ниже уровня стяжки пола. Если предусмотрены ниши, вынимают грунт в месте их расположения. Траншея для вентиляционной трубы должна быть проложена под фундаментом гаража и выведена наружу.
Копать предпочтительнее вручную, но если готовят котлован до возведения стен, то можно — трактором. При этом нужно разметить и вбить колышки, чтобы не потребовался дополнительно грунт для засыпки.
Обустройство пола и стен
На дно котлована одним из слоев закладывается щебень.
После того как котлован готов, зачищают и выравнивают пол, стены и ниши от лишнего грунта. Затем на дне дополнительно делают подложку для стяжки, послойно засыпая глину, щебень средней фракции, песок и мелкий гравий. Первые 2 слоя закладывают толщиной 10 см, а последующие — по 5 см. Слои поэтапно тщательно выравниваются и утрамбовываются.
Гидроизоляция и сток воды
Этот этап является необходимым и обязательным, если грунтовые воды залегают на расстоянии менее 2 м. Для этой цели используется рубероид или изолон, который покрывает дно и стены с запасом по 30 см с каждой стороны. Концы загибают и фиксируют. Гидроизоляционный материал укладывают с нахлестом 8—10 см.
При укладке рубероида важно промазывать швы битумной мастикой для создания герметичности. Таким же образом гидроизолируют места будущих ниш. До укладки гидроизоляции по внешней стороне стенок закладывают асбестовые трубы диаметром 5—8 см, которые будут выполнять роль дренажа.
Бетонирование пола
Для бетонирования сваривают или связывают стальной проволокой решетку из арматуры толщиной 5—8 мм с ячейкой 10×10 см. Подготовленную конструкцию устанавливаем над полом на высоте 6—8 см. Перед заливкой бетоном, уровнем проверяют горизонтальность укладки. Для приготовления раствора используют цемент М500, песок и мелкий гравий фракции 1,5—2 см в пропорциях 1:4:2.
Готовой смесью заливают армированное дно и делают стяжку толщиной от 10 до 15 см. Разравнивают бетонную смесь под горизонтальный уровень.
Вентиляция
Для нормальной циркуляции воздуха в такой постройке нужно проложить вентиляционные трубы.
Со временем в смотровой яме скапливаются токсичные запахи и влага. Вытяжка существенно снизит их концентрацию. Вентиляционную трубу прокладывают с зазором от пола 10—15 см. Обычно используют пластиковую трубу диаметром 10—12 см. Поворотное колено для соединения выбирают металлическое, чтобы при бетонировании пола гаража от нагрузки оно не погнулось.
Дальнейший отвод выполняют металлической трубой диаметром 10—12 см, которую прокладывают ниже уровня стяжки. Еще одно поворотное колено устанавливают на выходе наружу. Затем крепят воздухоотвод на расстоянии 15—20 см от внешней стены. Защиту от попадания осадков обеспечивают конусовидным колпаком, изготовленным из оцинкованного железа.
Кладка кирпича
Кирпич начинают класть с углов, при этом обеспечивая перевязку между собой. Укладку первого ряда контролируют уровнем. Для усиления конструкции после каждых двух рядов прокладывают металлическую сетку. Кладка выполняется в половину или четверть кирпича. Раствор готовят из песка и цемента в пропорциях 3:1.
При помощи веревочного отвеса контролируют вертикальность возводимых стен. Стенки ниш выкладывают до проектного уровня и делают перекрытие бетонной плитой. После выведения стен до уровня пола гаража и полного высыхания их можно обложить плиткой. Для усиления конструкции по размерам внутреннего периметра сваривают уголок сечением 5×5 см.
К полученному прямоугольнику приваривают от 8 до 20 арматурных усов длиною 20—25 см. Забетонированные в стяжку пола, они укрепят смотровую яму.