Каркасный гараж своими руками — пошаговая инструкция
Каркасный гараж – один из самых простых вариантов строительства подсобного помещения для хранения автомобиля. Он не только прост технически, но также обходится дешевле кирпичных или бетонных стен. Ценовая и техническая доступность – вот главные преимущества каркасных строений. Как построить каркасный гараж самостоятельно? Какие особенности важно учесть для надёжного и правильного строительства?
Виды каркаса
Каркасные гаражи могут быть выполнены из различных материалов – дерева, OSB, шиферных асбестоцементных листов, пластикового сайдинга, металлических панелей. В зависимости от материала каркасных элементов и стен, гаражи делят на следующие виды:
- Деревянные строения – в них в качестве опор чаще используют деревянные балки или брёвна, а в качестве стеновой обшивки – обрезные и необрезные доски, вагонку, панели из древесных материалов. Как правило, деревянные коробки возводят при работе с «тем, что есть», когда постройка строится из подручных средств, имеющихся в наличии – деревянных панелей, досок. Деревянные стены требуют качественной защиты от влаги и намокания. Их необходимо ежегодно красить или покрывать лаком. А также периодически менять подгнившие испорченные доски, ставить взамен новые деревянные панели.
- Металлические – наиболее частные виды каркасных строений для хранения авто. В них в качестве опор используются металлические углы, швеллера, балки. В качестве стеновой обшивки – металлические листы. Это могут быть профилированные листы металла или ровный прокат. Для того чтобы построить каркасный гараж своими руками из металла, необходимо иметь в наличии сварочный аппарат и уметь работать с дуговой сваркой.
Возможны смешанные варианты. Деревянные балки могут быть опорой для пластиковых панельных стен. Он может быть обшит асбестоцементными листами (плоским шифером).
Гараж своими руками #1 | Каркас
Подробнее о строительстве гаража каркасного из разных материалов – на видео.
Строительство каркасного гаража
Чертёж каркаса и будущей постройки необходим начинающим строителям. Он также нужен для расчётов расхода строительных материалов – опорных балок, стеновой обшивки, кровельных панелей. Можно пользоваться готовыми чертежами гаражей, типовыми решениями, которые приводятся в различных рекомендациях по строительству каркасных гаражей своими руками, в пошаговых инструкциях. Или обратиться к специалистам и заказать расчёт и чертёж вашего гаража с индивидуальными размерами, требуемой конструкцией.
В готовом чертеже должен быть рисунок-эскиз будущего каркаса.
Также должен быть чертёж с указанием размеров всех каркасных элементов, расстояния между ними и способов крепления между собой. Также в чертеже указывается вид и размеры панелей стеновой обшивки, и способы её крепления к стойкам каркаса. Оговаривается материал размер кровельных листов, а также шаг-расстояние кровельных лагов. Правильно составленный чертёж со всем размерами может использоваться в качестве инструкции к строительству гаража.
Фундамент
Строительство каркасного гаража начинается с проектирования. А работы по его возведению начинаются с закладывания фундамента. Стены будущего гаражного строения могут быть лёгкими и холодными, но основание должно быть глубоким (при наличии смотровой ямы) и прочным.
Чаще всего в качестве основы под каркасный гараж используют фундаментную плиту. Она имеет достаточные показатели прочности, и укладывается в короткие сроки. Однако при этом отличается весом и требует работы погрузочно-разгрузочной техники. При использовании подъёмного крана плита укладывается на место будущего подсобного строения в течение часа.
Перед укладыванием плиты проводят подготовительные работы — разравнивают грунт, при необходимости делают небольшое углубление или наоборот, приподнимают будущее, выполняя насыпь. При укладывании бетонной плиты в яму её дно предварительно отсыпают слоем песка – для отвода грунтовой воды, в качестве дренажного слоя. Если же плита укладывается поверх грунта без заглубления, или на возвышенном месте, то достаточно разровнять и утрамбовать землю.
Готовую фундаментную плиту используют в том случае, если под гаражом нет необходимости сооружать смотровую яму. Если же есть необходимость в традиционной гаражной яме, то сначала сооружают её, и только после – приступают к фундаменту, стенам и крыше.
Яма для гаража обустраивается в виде грунтового заглубления необходимой длины, ширины и глубины. Её стены выкладываются кирпичом, или отливаются бетоном, дно также выкладывают небольшой бетонной плитой. После обустройства ямы – приступают к заливке основной фундаментной плиты.
Для подготовки грунта к заливке дно будущей плиты отсыпают песком. После этого песок проливают водой и трамбуют. Поверх — выкладывают каркас будущего фундамента – из металлической арматуры, сетки, проволоки, по периметру фундамента сооружают опалубку. После – льют бетон.
На застывание фундаментной плиты дают месяц. Наступать на плиту основания можно уже через сутки. Бетон будет достаточно прочным, чтобы выдержать вес человека и проводить дальнейшие строительные работы. А вот ставить автомобиль можно только после набора окончательной прочности – через 28 календарных дней.
Если работы выполняются в жару, то поверхность бетона накрывают мокрой холстиной, для того чтобы предупредить чрезмерное её высыхание и растрескивание плиты из-за быстрого испарения влаги с его поверхности. Периодически, по мере высыхания, холст смачивают водой, для поддержания влаги в поверхностном слое бетона.
Поверхность гаражной плиты должны быть влагостойкой. При постановке машины с её колёс и днища будет сливаться вода. Проникая в поры бетона, при замерзании капли влаги будут расширять поры, инициировать растрескивание поверхности. Поэтому перед заливкой бетона в смесь добавляют влагостойкие компоненты типа Пенетрон, Аквастоп. При установки готовой фундаментной плиты её поверхность пропитывают водостойкой смесью.
Сборка каркаса
Сборка каркаса под гараж начинается с обустройства вертикальных опор. При этом опоры могут бетонироваться в плиту фундамента в процессе заливки, или могут быть прикреплены к бетонному основанию на анкерные соединения, вместе с нижней обвязкой. Наиболее качественный и надёжный вариант – бетонирование стоек с заглублением в фундаментную плиту и грунт. Его используют для строительства на открытых местах с большой ветровой нагрузкой. Он требует сооружения ямы для каждой опоры и её отдельное цементирование.
Более простой и доступный вариант – использование нижних лаг и крепёжных элементов. В этом способе вертикальная опора не заглубляется в грунт, а крепится с помощью металлического уголка к бетонному полу или деревянной балке, которая выполняет роль нижней обвязки. Такую балку предварительно крепят к плите фундамента, и после – устанавливают на неё опоры каркаса.
Поверх вертикальных несущих опор кладут верхние горизонтальные лаги. На них – сооружают перекрытия под крышу. Сама крыша сооружается из кровельных листов, которые укладывают поверх лаг перекрытия (элементов кровельного каркаса). Нижний ряд кровли укладывается с небольшим свешиванием.
Его край должен выходить за периметр строения на 50-60 см. Такой свес крыши предупреждает излишнее намокание стен и этим обеспечивает их сухость, долговечность и отсутствие влаги, плесени в гараже. Минимальный размер карниза, до полуметра, гарантирует защиту стен от слива сточной дождевой воды.
Сборка каркаса с помощью резьбовых элементов обеспечивает возможность демонтажа гаража и его переустановки на другом месте. Каркасный гараж при необходимости может быть разобран, если крепления будут выполнены с помощью болтов, шурупов. Сборка на болты и шурупы обеспечивает возможность демонтажа стен, крыши и каркаса гаражного строения.
Подробнее о соединении опор каркасного гаража – на видео.
Виды крыш
Кровля гаража может быть выполнена в виде одно- или двускатной конструкции. Для выполнения работ своими руками при минимальном строительном опыте проще соорудить крышу односкатной. В таком случае слив дождевой воды будет осуществляться в одну сторону гаражного строения. Для того чтобы равномерно распределить слив на обе стороны гаража, конструкцию крыши делают двускатной.
Для сооружения односкатной крыши стены гаража выполняют разными по высоте. Одну стену поднимают выше другой на 300, 400 и более мм. Разница в высоте стен определяет угол наклона крыши, который, в свою очередь, зависит от количества снеговых осадков в зимний период года.
Угол наклона кровли определяется количеством осадков в зимнее время. Чем больше снега, тем больше должен быть угол ската крыши. Для регионов с умеренным климатом и средним количеством снежных осадков угол наклона кровли выбирают 20-25°. Для тёплых зим с небольшим количеством снега достаточно 10-15°.
При разнице высоты стен 300-400 мм и ширине гаража 3 м кровля получает наклон на 10-15°. Что достаточно для скатывания снега в регионах с умеренным количеством осадков. Для постройки гаража в зонах с большими снеговыми осадками угол наклона кровли делают большим, до 30°.
После сооружения каркаса приступают к навешиванию кровельных элементов. Пошаговая инструкция к каркасному гаражу регламентирует правила монтажа кровельных панелей. Работу начинают с укладывания нижнего ряда листов кровли. Поверх – кладут листы следующего ряда. Последним укладывают верхний ряд, расположенный вдоль приподнятой стены.
Таким образом, листы кровли перекрывают друг друга и не допускают попадания влаги внутрь гаражного пространства во время дождя, снегопада.
Для сооружения двускатной крыши каркас собирают из треугольных каркасных элементов. Их размер определяется шириной гаража и углом наклона крыши. Треугольные элементы собирают на земле и после – поднимают на крышу. Здесь их устанавливают на верхней обвязке стен. Поверх готового кровельного каркаса – укладывают шифер или металлический профиль.
Отделка
Внутренняя отделка подсобного помещения часто отсутствует вовсе. Особенно если гараж строят без утепления. Реже, при обустройстве тёплого гаража, возникает необходимость закрыть изолирующий материал от внутреннего пространства. В таком случае, внутренняя отделка становится необходимой и обязательной.
К материалу внутренней обшивки стены не ставят требования влагостойкости. Поэтому часто используют панели из отходов деревянного производства (OSB, ДСП) или листы фанеры. При необходимости, выполняют встроенные в стену полки, шкафы, крепя их к опорам гаражного каркаса.
Утепление
Необходимость утепления встаёт тогда, когда зимой в гараже необходимо проводить какие-либо работы. Или когда планируется обустройство тёплого гаража с возможностью сушить днище машины после езды в холодное и мокрое время года.
Утепление гаража отличается от аналогичных работ в жилых строениях выбором теплоизолятора. Если в жилых помещениях важно обеспечить здоровый микроклимат, обустроить естественную циркуляцию воздуха, то в гаражное утепление выполняется проще. Можно обойтись принудительной периодически работающей вытяжкой. А также использовать менее полезные и более дешёвые утеплители – пенопласт и стекловату.
При утеплении стекловатой её располагают между вертикальными стойками. Благодаря сжимаемости она легко удерживается в распоре. Толщина ватного утеплителя определяется уровнем зимних температур. Для жилых строений при средней температуре -10°C выбирают толщину ватного утепления до 100 мм. Для гаражей и других подсобных помещений выбирают толщину до 50 мм.
При утеплении стекловатой важно учесть, что со временем материал может просесть. В местах провисания стекловаты будут формироваться «мостики холода», через которые будет «утекать» тепло.
Утепление пенопластом не имеет недостатков использования стекловаты. Пенопласт со временем не оседает и не теряет свою форму. При этом он достаточно недорого стоит, что делает его популярным материалом каркасного гаражного утепления.
Если жилые помещения не рекомендуют изолировать пенополистиролом из-за возможных вредных испарений, то для гаражного пространства этот вид утеплителя является оптимальным. Он недорого обходится, легко монтируется и длительно работает в качестве теплоизолятора, удерживая тепло внутри строения.
При монтаже пенопласта между стойками каркаса образуются щели. Это объясняется с жёсткостью пенопластовых плит. Образовавшиеся монтажные щели задувают пеной.
Виды гаражных ворот
Каркасные гаражи на фото отличаются конструкцией въездных ворот. Традиционно ворота гаража выполняют распашными двустворчатыми. Однако возможны и другие конструкции. Какими могут быть гаражные ворота?
Распашные – традиционная форма ворот в виде дверей, которые распахиваются, открываются наружу помещения. Наиболее простая и доступная в строительстве своими руками конструкция. Открывается в ручном режиме.
Раздвижные – усовершенствованная форма въезда в гараж, которая может быть дополнена автоматическим устройством. В таком варианте дверь гаража отъезжает по рельсам в сторону при подаче сигнала с дистанционного устройства.
Также возможны подъёмно-роллетные конструкции, однако их стоимость значительно выше, поэтому они реже используются в каркасных конструкциях.
ИсточникКаркасный гараж из дерева своими руками
Оптимальный способ строительства гаража «в одни руки» – возведение каркасника. При этом вовсе не обязательно иметь опыт выполнения таких работ или досконально знать технологию. Она проста и интуитивно понятна. Пошаговые инструкции по строительству каркасного гаража из дерева помогут разобраться во всех её нюансах.
Конструктивные особенности каркасников
Каркасник – строение, полностью возведённое из дерева. Металлические здесь только крепежи и соединительные элементы (перфорированные уголки и пластины). Название технологии «говорящее», информирующее о том, что основа строения – каркас. После его обшивки выбранным материалом получают полноценное здание с несущими и ненесущими стенами, стропильной системой и перекрытиями.
Различают три технологии возведения построек этого типа:
- Канадская. Отличительная особенность – в применении СИП-панелей. Эти изделия состоят из толстого (10-20 см) пенополиуретана, с обеих сторон оклеенного полотнами ОСП (ориентированно-стружечной плиты) толщиной 9-12 мм.
- Каркасно-щитовая, подразумевающая сборку крупногабаритных панелей из досок и последующую их установку в проемы каркаса.
- Каркасно-рамочная. Наиболее простая в реализации, позволяющая выполнять весь комплекс работ своими руками, без привлечения помощников и грузоподъёмной техники. Далее будет рассмотрен именно этот способ строительства гаража.
Основные элементы каркасного строения
Каркасная постройка состоит из следующих элементов:
- фундамента;
- нижней обвязки;
- каркаса стен из вертикальных рядовых и угловых стоек;
- обшивки;
- верхнего перекрытия;
- стропильной системы (отсутствует у строений с плоскими кровлями);
- крыши.
Используемый в строительстве пиломатериал – брус сечением 100х100 или 150х150 мм и доски сечением 15х50 мм и 25х20 мм. Обшивка – плиты ОСП толщиной 9 мм.
На заметку! Пиломатериал далеко не всегда имеет правильные геометрические параметры. Часто доски и брус в той или иной степени искривлены. Для калибровки материалов рекомендуется использовать рейсмус. Поскольку инструмент достаточно дорогой, его можно взять в аренду и за 1-2 дня выполнить все работы по выравниванию пиломатериала.
Нужен ли брус?
Технология позволяет заменить брус пакетом досок, уложенных на ребро и соединённых между собой гвоздями и металлическими шпильками сечением 6-8 мм. По цене цельный брус и сборный примерно одинаковы. Но у второго есть одно неоспоримое преимущество: сборную балку практически не ведёт.
В остальном она уступает брусу. При проектировании учитывают, что для неё допустимы нагрузки на 15% меньше, чем для цельного пиломатериала. Но гараж – лёгкое строение, не предполагающее солидного давления на фундамент и перекрытия. Поэтому в целях экономии и удобства собственноручной переноски пиломатериалов можно безбоязненно использовать балки из пакета досок.
Плюсы и минусы каркасного гаража
Как и любая другая технология строительства зданий, каркасная имеет свои достоинства и недостатки. Причём первых намного больше, чем у всех остальных способов возведения гаража.
Плюсы:
- Высокая скорость строительства. При наличии хороших погодных условий каркасник размером 4х6 м можно собственноручно выстроить за 3-4 недели.
- Долговечность. Возведённый по всем правилам гараж прослужит не менее 50 лет.
- Внутренние и внешние стены не требуют дополнительной отделки в виде оштукатуривания и выравнивания, так как представляют собой ровные и гладкие поверхности.
- Возможность устройства облегчённого недорогого фундамента.
- Минимальная усадка или её полное отсутствие при условии применения качественно высушенного пиломатериала.
- Экологическая чистота.
- Более низкая теплопроводность, чем у кирпичных и бетонных построек.
- Способность выдерживать значительные и частые перепады температур.
- Всесезонное строительство.
- Благоприятный для здоровья человека микроклимат внутри помещений.
Минусы:
Из недостатков каркасной технологии прежде всего отмечают гигроскопичность древесины, её подверженность гниению и порче насекомыми-древоточцами. Риски минимизируют обработкой пиломатериалов специальными растворами – антисептиками. Один из наиболее популярных – «Сенеж». Рекомендуется наносить 2-3 слоя раствора.
Второй недостаток каркасников – пожароопасность. Для того чтобы повысить устойчивость древесины к воздействию высоких температур, разработаны специальные средства – огнебиозащитные. То есть они одновременно являются и антисептиками, что позволяет экономить на покупке этих растворов. Наиболее популярны и эффективны:
- «Сенеж Огнебио»;
- «Сенеж Огнебио Проф»;
- NEOMID от «Неохим»;
- «Пирилакс» от «НПО НОРТ»;
- «Вудмастер» от «НПП Рогнеда».
К числу недостатков строений каркасного типа относят и сложность крепления навесных элементов (полок, шкафов, зеркал и др) к стенам. Для того чтобы гвоздь или саморез надёжно выдерживали нагрузку, их необходимо вогнать в брус или доску.
В каркасниках значительна площадь поверхностей – полости, заполненные утеплителем (минватой или пенопластом/пенополиуретаном). Поэтому при проектировании строения необходимо заранее предусмотреть наличие балок в тех местах, где будут устанавливать навесные элементы интерьера.
Составление проекта и сметы расходов
Прежде чем приступить к проектированию каркасного гаража, изучают особенности используемых в его строительстве материалов. Длина стандартных досок и бруса – 6 м. Можно заказать изделия других размеров, но за это придется доплатить.
На заметку! Выбрав габариты строения, соответствующие 3 и 6 метрам, упрощают процесс строительства, сокращают его сроки и минимизируют количество отходов.
В целях максимальной экономии средств при проектировании учитывают и геометрические параметры облицовочных и кровельных материалов.
Для гаража 3х6 с высотой стен 3 м потребуются:
- брус 150х150 мм – 1,6 м 3;
- доски 50х150 мм – 2,1 м 3;
- доски 25х150 мм – 1,9 м 3;
- доски 50х100 мм – 0,7 м 3 (для пола, если он будет деревянным).
Выгодность каркасника и в том, что можно экономить на пиломатериалах для устройства опалубки. Её сооружают из имеющегося, но для его сохранности укрывают щиты плотной полиэтиленовой пленкой. После демонтажа опалубки доски используют по назначению: для возведения каркаса.
Обязательные позиции сметы
Назначение | Материалы |
Фундамент из монолитной ж/б плиты | — гидростеклоизол или рубероид для устройства гидроизоляции; |
— песок для отсыпки «подушки» толщиной 20-30 см;
— доски 50х150 мм;
В среднем стоимость материалов для строительства гаража 4х6 м с высотой стен 2,7 м составляет 278 тыс. руб. (данные актуальны на начало 2018 г). Работа специалистов по возведению строения – 180-200 тыс руб.
Для выяснения точного количества материалов, необходимых для строительства каркасного гаража, можно воспользоваться онлайн-калькулятором, выполняющим расчёты в соответствии с СП 31-105-2002.
Для этого необходимо указать параметры строения:
- длину;
- ширину;
- высоту;
- шаг между балками перекрытий (рекомендовано 400 мм);
- шаг между рядовыми стойками каркаса (рекомендовано 600 мм);
- толщина утеплителя (100-200 мм).
Совет! Каркас желательно собирать на гвоздях, так как они эффективно предотвращают смещение материалов в любом направлении. Саморезы лучше работают на отрыв.
Необходимые инструменты
При возведении каркасника используют древесину, что определяет выбор инструментов.
Электроинструменты
- Циркулярная (дисковая) пила. Наиболее выносливой считают «Хитачи С7MFA–4800».
- Шуруповерт с двумя аккумуляторами мощностью не менее 19W. Оптимальный выбор – «AEG BS 12 X-R LMB–3200».
- Бензопила. Лучшая из бюджетных – «Echo CS-3500-14». Средняя цена 7100 руб.
- Бетоносмеситель ёмкостью не менее 140 л. Необходим для заливки плитного или ленточного фундамента. Для возведения столбчатого будет достаточного ручного замеса бетона.
- УШМ (болгарка), 125 мм.
- Торцевая пила, необходимая для выполнения распила под определённым углом. Циркулярная не справится с этой задачей. Приобретение торцовой пилы быстро окупается скоростью и точностью выполнения работ.
- Пневматический молоток для гвоздей (не обязательно).
- Точило для заточки ручного инструмента.
Совет! Те, кто имеет опыт самостоятельного строительства каркасников, не рекомендуют покупать электролобзик. Этот инструмент бесполезен при выполнении большинства работ и вполне заменяем имеющимся ручным и электрическим.
Ручной и измерительный инструмент
- Качественные пузырьковые уровни длиной 200 и 60 см.
- Рулетка с длиной ленты не менее 8 м.
- Меловая малярная шнурка.
- Молотки на 500 и 1000 г.
- Два топорика, маленький и средний.
- Монтировка.
- Клещи (средние и большие).
- Сапожный нож.
- Набор стамесок.
- Ножовка по дереву.
- Ёмкости и лопаты для выполнения земляных работ и бетонирования.
Выбор фундамента
Все каркасники – легкие постройки и не требуют устройства солидного основания. Для гаража этого типа подойдет любой фундамент:
- плитный;
- МЗЛ (мелкозаглубленный ленточный);
- столбчатый;
- на винтовых сваях.
Альтернатива традиционным фундаментам
Для небольших одноэтажных строений подойдет самый бюджетный вариант – фундамент Семыкина. Он возводится из автомобильных покрышек, которые являются бросовым материалом. Это существенно удешевляет смету. Внутренние полости покрышек на ¾ заполняют песком и гравием, заливают бетоном.
Фундамент Семыкина запатентован и зарекомендовал себя на практике исключительно с положительной стороны. Он способен выдерживать весовую нагрузку от одно- и двухэтажных строений.
В числе преимуществ основания из автомобильных покрышек:
- амортизирующие свойства, предотвращающие перекос строения при подвижках грунта в периоды его замерзания-оттаивания;
- долговечность;
- дешевизна;
- высокая скорость возведения.
Критерии выбора фундамента
Оптимальным решением для любого типа строения является плитное основание. Но при его выборе необходимо заранее решить несколько важных вопросов:
- где будет находиться смотровая яма, и каковы её габариты;
- где и как будут расположены коммуникации (электропроводка, водопровод, канализация, вентиляция);
- определить местоположение станков, стеллажей, верстака.
Не всегда удаётся заранее предусмотреть все нюансы обустройства гаража, и в этом случае выбирают ленточный или столбчатый фундаменты. Они предоставляют простор для выбора местоположения всех перечисленных выше элементов строения и его интерьера.
Строительство столбчатого фундамента
Столбчатый фундамент представляет собой комплекс заглублённых в землю опор, расположенных по периметру здания. Возможны несколько способов устройства столбов.
- Из кирпичей, уложенных на цементно-песчаный раствор.
- Посредством заливки бетоном асбестовых труб сечением 200-350 мм;
- Из бетонных блоков.
- С помощью монтажа опалубки, армирования и заливки бетона.
- Из металлических труб с толщиной стенки более 2 мм и заполненных гравием и цементно-песчаным раствором.
Независимо от выбранного способа устройства опор, потребуется сформировать для них углубления в грунте. Ямы можно выкопать лопатой или пробурить мотобуром. Для фундамента под каркасный гараж оптимальное сечение углублений – 20-25 см.
Этапы строительства:
Шаг 1. Выбор места. Важно, чтобы строение находилось на расстоянии не менее 1,5 м от деревьев, любых ограждений и построек.
Шаг 2. Разметка. На этом этапе с помощью лазерного уровня находят угловые точки будущего гаража и отмечают их колышками. Соединяют бечёвкой или полипропиленовым шнуром. Проверяют прямолинейность углов и убеждаются в том, что диагонали прямоугольника равны.
Шаг 3. Подготовка участка. При необходимости выравнивают рельеф выбранного места, срезая возвышенности и убирая грунт за пределы разметки.
Шаг 4. В местах установки столбов натягивают шнурку «от стены к стене». Оптимальное расстояние между опорами (без учета их сечения) – 80-120 см. Чем тоньше столбы, тем меньшую дистанцию между ними выбирают.
Шаг 5. В найденных точках выкапывают или иным образом формируют отверстия в грунте глубиной 100-120 см.
Шаг 6. Из досок сечением 15х150 мм изготавливают опалубку в виде полых коробов требуемого размера.
Шаг 7. На дно каждой ямы насыпают слой песка толщиной 5-10 см и 10-15 см слой щебня. Тщательно утрамбовывают каждый.
Шаг 8. Устанавливают опалубку в ямы, выравнивают по уровню.
Шаг 9. Из прутков арматуры связывают прямоугольные стержни и устанавливают их в опалубку.
Шаг 10. Вручную или в бетоносмесителе готовят цементно-песчаный раствор с наполнителем из гравия.
Шаг 11. Заполняют опалубку бетоном с уплотнением каждого его слоя.
Шаг 12. После застывания столбов разбирают опалубку.
Шаг 13. Проверяют ровность расположения опор по горизонтали. Используют двухметровый пузырьковый уровень. Допустимы отклонения не более 5 мм.
Монтажные работы
Следующий этап работ после устройства фундамента – монтаж нижней обвязки из бруса сечением 150х150 мм:
- на каждый столб укладывают 2-3 листа рубероида;
- каждую балку запиливают с торцов так, чтобы в угловых точках получилось соединение шип-паз;
- усиливают стыки металлическими уголками, закреплёнными саморезами;
- устанавливают промежуточные балки, торцами упирающиеся в столбы на противоположных стенках обвязки;
- соединяют балки с обвязкой уголками и саморезами.
Далее возможны два варианта действий:
- настилают на нижнее перекрытие пол (если не планируют устройство смотровой ямы;
- возводят каркас стен и стропильные фермы.
Чаще всего после монтажа нижнего перекрытия приступают к установке угловых и промежуточных опор стен каркаса, которые объединяют верхней обвязкой. Шаг между вертикальными стойками – 60-80 см. После чего обшивают внешние стены листами ОСБ. Заполняют проёмы между стойками каркаса пенопластом или плитами минеральной ваты и приступают к обшивке внутренних стен гаража.
Стропильную систему монтируют в соответствии с выбранным типом крыши. Обшивают кровлю листами ОСБ и поверх них устраивают обрешетку для укладки облицовочного материала. Завершающий этап строительства каркасного гаража – отделка внешних стен и крыши. После чего приступают к устройству отмостки и подъездного пути.
Уход за каркасным гаражом из дерева в процессе эксплуатации
Правильная эксплуатация каркасного гаража – залог его долговечности. Поскольку строение деревянное, для него губительна повышенная влажность воздуха. С внешней стороны здание обшивают облицовочными материалами, защищающими стены и крышу от осадков. Внутри помещения необходима качественная вентиляция, естественная или приточно-вытяжная.
Уход за строением состоит из нескольких регулярно повторяемых действий:
- осмотр фундамента и его своевременный ремонт;
- осмотр отделочных покрытий стен и кровли, устранение обнаруженных недостатков;
- поддержание чистоты и сухости внутри помещения;
- устройство дренажа, отводящего грунтовые и поверхностные воды от фундамента.
Для того чтобы построить каркасный гараж из дерева, необходимо правильно выбрать материалы и тип фундамента, изучить инструкции по выполнению каждого этапа монтажных работ. Собственноручно возведённое строение – гордость владельца. Соблюдение требований технологии гарантирует надёжность и долговечность гаража.
ИсточникКаркасный гараж: пошаговая инструкция по строительству
Один из самых простых и доступных способов строительства гаража – возведение каркасной постройки. Такой вариант все чаще предпочитают собственники загородных домов и дач ввиду значимых преимуществ сооружения. Основные аргументы «за»: ценовая доступность и простота возведения. Разберемся, как построить каркасный гараж своими руками, какие материалы лучше использовать, и какой технологии стоит придерживаться.
Плюсы и минусы каркасных гаражей
Популярность каркасных гаражей из дерева объясняется целым рядом значимых преимуществ:
- Низкая себестоимость. По сравнению с традиционными кирпичными или бетонными постройками каркасный гараж отличается демократичной стоимостью.
- Легкость конструкции. Благодаря небольшому весу материалов для сооружения небольшого гаража не надо привлекать спецтехнику. Некоторые типы построек проектируют так, чтобы была возможность их транспортировки на новое место.
- Простота возведения. Изучив технологию строительства, даже начинающий мастер с небогатым опытом слесарных работ сможет соорудить каркасный гараж своими руками.
- Универсальность. Для работы можно задействовать различные материалы – каркас возводят из металлических профилей или брусьев. Гараж можно использовать на дачном участке или соорудить функциональную пристройку к частному дому.
- Всесезонность сооружения. Строительные работы можно проводить даже в холодное время года, если позволяет технология закладки фундамента.
- Скорость постройки. Это немаловажный аргумент в пользу каркасной технологии. Весь процесс может занять не более месяца.
Среди минусов быстровозводимого гаража выделяют:
- гигроскопичность древесины, подверженность материала гниению и порче вредителями;
- пожароопасность;
- необходимость обработки пиломатериалов антисептическими составами и антипиренами;
- сложность фиксации навесных элементов (шкафов, полок).
Как построить каркасный гараж своими руками: пошаговая инструкция
Строительство каркасного гаража начинают с проектирования и составления детального чертежа.
Разработка проекта
Подготовить схему постройки и рассчитать расход материалов вполне реально самостоятельно. Для начала следует определить такие параметры:
- месторасположение автостоянки – отдельно стоящее сооружение или пристройка к дому;
- требуемая вместительность – площадь определяют исходя из габаритов транспорта, наличия свободного места на участке;
- количество окон в гараже;
- размер ворот, необходимость обустройства отдельной входной двери;
- материал каркаса, обшивки стен, кровли и способ утепления;
- необходимость подвода инженерных коммуникаций – помимо света некоторые «заводят» в гараж воду и отопление.
Для легкового автомобиля достаточно выделить площадь 6 на 4 м, внедорожника – 6 на 6 м. Если планируется размещение двух машин, то надо проектировать каркасный гараж 8 на 8 м.
Подготовка инструментов и материалов
Чтобы построить каркасный гараж, необходимо составить смету материалов:
- для обустройства фундамента: бетон М300, песок, металлические прутья, рубероид, доски для опалубки;
- каркас стен, перекрытий, стропильная система – брусья 150*150 мм, доски 50*150 мм;
- материал для обшивки стен – подойдет ОСП толщиной 9 мм;
- обрешетка крыши – доски 25*150 мм;
- материал для облицовки кровли – профнастил, ондулин, шифер или черепица;
- теплоизоляционный материал – базальтовые маты толщиной 150 мм;
- огнебиозащита, крепежи.
Список необходимых инструментов:
- циркулярная пила;
- шуруповерт;
- бетономешалка;
- УШМ;
- торцевая пила;
- точило;
- строительный уровень, рулетка, стремянка, малярная шнурка;
- ножовка по дереву;
- набор стамесок.
Выбор и обустройство фундамента
Возможно три варианта основания:
- монолитное;
- столбчатое;
- линейное.
Чаще всего для гаража выбирают ленточный фундамент – он достаточно прост в обустройстве и обеспечивает хорошие прочностные характеристики постройки. Столбчатое основание подойдет для мягких грунтов.
Технология возведения ленточного фундамента стандартна:
- Очистить территорию от мусора, растительности. При необходимости – выровнять площадку.
- Нанести разметку, выставить колышки и натянуть веревку.
- Вырыть траншею глубиной около 1,5 м.
- Монтировать опалубку, засыпать дно слоем гравия и песка.
- Установить в арматурный каркас поперечные распорки.
- Замесить бетонный раствор и залить смесью ров.
- Выровнять горизонтальную поверхность ленты, накрыть полиэтиленом.
Когда фундамент застынет, его необходимо гидроизолировать – застелить рубероидом или обработать битумной мастикой.
Возведение каркаса гаража из бруса
Перед тем, как построить каркасный гараж, необходимо обработать все пиломатериалы средствами защиты. К монтажным работам приступают только после полного высыхания фундамента.
Весь процесс сборки каркаса для гаража можно разбить на следующие этапы:
- Крепление нижней обвязки. По периметру фундамента зафиксировать брусья сечением 100*100 мм. Состыковать элементы в углах посредством врубок и шпонок.
- Монтаж стоек. С помощью нагелей зафиксировать угловые столбы, усилить крепеж металлическими уголками.
- Установка верхней обвязки. Для крепления применяют нагели с металлическими уголками.
- Монтаж промежуточных опор и перемычек. Дистанция между вертикальными столбами должна быть не более 2 м. Поперечины крепят перпендикулярно опорным балкам, для фиксации используют саморезы и металлические уголки.
- Обустройство перекрытия пола. Для настила используют доски толщиной 40 мм.
Обустройство крыши постройки
Часто для гаража выбирают односкатную конструкцию кровли из-за простоты ее сооружения. В состав такой крыши входят следующие элементы:
- Стропильная система. Это каркас крыши, к которому крепятся остальные составляющие конструкции. Стропильную систему собирают из досок. Важно уделить внимание скреплению элементов – каркас принимает на себя основные нагрузки, поэтому должен быть прочным.
- Обрешетка. Система досок является опорой для кровельного покрытия.
- Изоляционный слой. Гидробарьер препятствует проникновению осадков в помещение. В качестве гидроизоляции часто используют рубероид или пленку. При строительстве теплого гаража дополнительно утепляют чердачное перекрытие, используя теплоизоляционный материал (минвату, опилки, пенополиуретан и др.).
- Кровельное покрытие. Выбор материала зависит от климатических условий региона и финансовых возможностей.
Для обустройства крыши чаще всего используют:
- Профнастил. Преимущества: высокая прочность, ценовая доступность, возможность повторного использования, вариативность расцветок.
- Шифер. Уступает по прочности профнастилу, но способен прослужить около 40 лет. Минус – высокая стоимость.
- Металлочерепицу. Материал имитирует натуральную черепицу, смотрится красиво, но стоит дороже профнастила.
- Рубероид. Бюджетный вариант кровельного покрытия. Рубероид прост в монтаже, но не прослужит дольше 10-15 лет.
Утепление и облицовка гаража
Отделка заключается в креплении облицовочного материала на деревянный каркас. Для работы используют: сайдинг, профилированный лист, цементно-стружечные плиты.
Утепление каркасного гаража выполняют изнутри. Среди теплоизоляционных материалов наиболее востребованы:
- Пенопласт. Доступный утеплитель с хорошими термоизоляционными качествами, минус – высокая горючесть материала.
- Минеральную вату. Маты укладывают между элементами каркаса – благодаря упругости вата заполняет отведенное пространство, предупреждая появление мостиков холода. Минус – высокая цена по сравнению с пенопластом.
- Напыляемый пенополиуретан. Самый дорогой и наиболее эффективный способ теплоизоляции. Нанесение пены требует специального оборудования и навыков работы.
Финишный этап строительства каркасного гаража своими руками – установка ворот. Выбор предстоит между распашными, секционными, подъемно-поворотными или роллетными моделями.
ИсточникКак построить каркасный гараж из дерева своими руками
Разбираем плюсы и минусы каркасной конструкции, выбираем правильное расположение на участке и даем пошаговую инструкцию по строительству гаража.
Построить каркасный гараж своими руками несложно. Для этого не нужно обладать особыми навыками. Чтобы провести технический расчет, достаточно иметь под рукой калькулятор, лист бумаги и карандаш. Составлять проект с чертежами в масштабе и подробным описанием всех деталей тоже нет необходимости. Обычно рисуют схему, на которой указывают размеры составных частей.
Основой является обрешетка, воспринимающая нагрузку от крыши и собственной массы. Ее обшивают изнутри и снаружи, укладывая в ячейки утеплитель и звукоизоляцию. Постройка может быть частью здания или стоять отдельно от него.
Делаем деревянный каркасный гараж
Преимущества и недостатки конструкции
Плюсы
- Небольшая масса по сравнению с сооружениями из камня, железобетона, бревен и кирпича. Это позволяет использовать легкий фундамент и упрощает технологию строительства. Для монтажа сборных элементов не нужен подъемный кран, спецтехника и площадь, на которой их приходится размещать. Следует заметить, что массив тяжелее, чем профильная труба или уголок из стали.
- Высокая скорость проведения работ. Полые стены из крупных деталей возводятся за 2-4 недели. Нет необходимости ждать, когда схватится цементный раствор. Секции легко устанавливать, как и металлическую обрешетку с винтовыми соединениями. При этом мягкие края проще подогнать по размерам.
- Долговечность — срок эксплуатации при правильно выбранной технологии составляет несколько десятков лет.
- При отделке достаточно положить один слой шпаклевки. Оштукатуривание поверхности не нужно.
- Отсутствие усадки, позволяющее сразу после завершения строительства перейти к внутренней облицовке. Железобетонные стены дают заметную усадку в течение трех лет. В этот период лучше не заниматься шпаклеванием и оштукатуриванием — покрытие отслоится из-за деформации основания.
- Паропроницаемость древесины и фанерной обшивки — когда стены «дышат», находиться внутри гораздо комфортнее.
- Возможность провести качественную тепло- и звукоизоляцию без увеличения толщины ограждающих конструкций. Бетон и кирпич лучше проводят холод, чем ячейка, заполненная волокнистыми плитами.
- Монтаж можно проводить в любое время года. Тогда как кирпичную кладку, заливку ленточного фундамента и другие работы, связанные с использованием цементного раствора, стараются проводить при положительной температуре, иначе смесь не наберет марочную прочность. Чтобы решить проблему, необходим постоянный прогрев в процессе схватывания.
Минусы
- Низкая влагостойкость древесины — под воздействием сырости она начинает гнить и быстро разрушаться. Чтобы защитить ее от внешних воздействий, массив пропитывают антисептиками и покрывают лаком или краской. Чтобы сделать непроницаемыми нижние опоры, которые находятся постоянной сырости, применяют особые пропитки для свай и других деталей, контактирующих с водой и грунтом. Полная обработка занимает несколько дней. Уголок и профильную трубу обрабатывают за один день.
- Пожароопасность — массив горит даже после пропитки антипиренами — добавками, снижающими горючесть. Это свойство может оказаться решающим, ведь внутри находится машина и легко воспламеняющиеся вещества.
- Обшивка не способна выдержать тяжелую полку — ее нужно крепить к внутренней опоре, найти которую нелегко. Она занимает небольшую площадь.
- Низкая прочность по сравнению с массивными сооружениями из кирпича, бетона и бревен.
Требования к расположению постройки
На этапе подготовки схемы важно учесть расположение объекта на участке. Он не должен мешать соседям, перекрывать проезд, создавать другие неудобства. Кроме того, существует ряд требований, приведенных в СНиП 2.07.01-89:
- Расстояние до соседних окон — от 6 м.
- До границ территории — от 1 м.
- До стен основного одноэтажного здания — 3 м, двухэтажного — 5 м. Замер ведется от цоколя либо от стен, если цоколь отсутствует.
- До проезжей части — не менее 3 м.
Расстояние от здания взято с учетом требований пожарной безопасности. Если объект имеет выступающий кровельный скат, замер ведут от его проекции. Требования касаются только капитальных сооружений с фундаментом. Легкие постройки, которые можно перенести, к ним не относятся.
Дополнительные ограничения может вводить администрация регионов, если они не противоречат законодательству и техническим нормативам.
Требования носят рекомендательный характер, и за их нарушение хозяин участка не несет ответственности. В случае, когда постройка мешает соседям, они в праве обратиться в суд. Если она находится возле детской площадки или закрывает окна жилого дома, решение суда будет в пользу истцов.
Чтобы уменьшить дистанцию до соседнего дома, необходимо заключить официальный договор с его владельцами. Этот документ обновляют каждые три года. Такое соглашение станет возможным, если постройка соответствует правилам пожарной безопасности. Ее следует снабдить ящиком с песком и резервуаром с водой, а на стену повесить щит с инвентарем и огнетушитель.
Проводка должна находиться в гофрированных шлангах. Лампы нужно будет закрыть плафонами и решетками. Питание производится от отдельного распределительного щитка. Запрещается использование открытого пламени и отопительных радиаторов с незащищенными нагревательными элементами.
При продаже участка соседями договор аннулируется, и его придется заключать с новыми владельцами.
Ограничения по размерам
Согласно санитарно-техническим нормам и правилам каркасный гараж из бруса, расположенный на территории кооператива, должен быть не менее 7 м в длину и 5 м в ширину. Минимальная высота — 3 м. Эти нормативы также касаются крытых парковок на участках, специально предназначенных для их строительства.
Если сооружение является частью жилого дома, высота потолка принимается не менее 1 м от крыши машины. Такое же расстояние берут по бокам до стенок и стеллажей. Оно необходимо, чтобы дверцы автомобиля свободно открывались в обе стороны.
ИсточникПостройка гаража за 1 месяц (каркасного типа)
В связи нехватки места в основном доме, а так же на площадке перед домом (5 авто) вынужден был уничтожить газон и построить гараж =)
Имею хороший опыт строительства каркасных домов, цехов, гаражей и т.д. и вот решил быстренько возвести данную конструкцию у себя на участке что бы на зиму запарковать вот это чудо — БРДМ-2 «Конкурс»
Начал строительство (пересадка деревьев, подготовка площадки) 22 сентября, закончил строительство 22 октября. (ждали 3 дня когда схватится плита и позже еще 4 дня ждали профлист на крышу, а так бы раньше закончили на неделю). Собирали фактически вдвоем, по выходным втроем. На фото нет ворот (сейчас есть, да и полы покрашены специальной полимерной краской). В дальнейшем планирую еще сделать сливы.
Размер по внутрянке 5м*8.7м высота 3.1м, ворота 4м*3м (ш/в) с калиткой, с приводом. использовалось два вида доски 150*50 и 150*25. лист ОСБ-3, утеплитель, пленки (паро ветро и т.д. изоляции), сайдинг, профлист, крепеж.
Все каркасники рисую в автокаде, есть подробная развертка всех стен, сколько и каких материалов нужно и т.д. — экономия 100%, т.к. не нужно покупать запас, т.к. точно знаешь сколько чего нужно.
Принцип возведения каркаса использую следующий — все стены собираю на полу, затем их поднимаю. Пользуясь данным методом сборки не нужны всякие там укосины и прочие головные боли =)
По электрике: специально сделал высоко розетки, что бы на стены можно было облокачивать что-либо (листы фанеры и т.д. это у меня по работе). прожектора 4 шт по 50 вт. светят отлично, можно добавить еще при желании.
Цена вопроса 22.09.2016:
15000 гравий
2000 работа раскидать
14000 арматура
850 штыри
350 проволока
38200 бетон
2000 работа разровнять
37200 доска
360 болты
2950 пароизоляция
22350 профлист и конек
480 саморезы
500 саморезы
2300 пленка
34421 сайдинг
5000 работа
500 сайдинг
650 доставка гравий
200 розетка
1600 отлив
50 саморезы
2000 сайдинг
в список не вошли (были в наличии)
гофра, проводка, прожектора и другое ПО МЕЛОЧИ (на вскидку порядка 20 т.р.)