Гаражная амнистия или как поставить гараж на кадастровый учет по новому №79-ФЗ
У гаражей, построенных до введения в действие Градостроительного Кодекса РФ, отсутствовал правовой статус, из-за чего узаконить распоряжение гражданами таких гаражей при отсутствии документов на них путем стандартной регистрации было затруднительно.
С целью решения данной проблемы был разработан вступивший в силу 1 сентября 2021 г. закон о «гаражной амнистии» (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), благодаря которому до 1 сентября 2026 г. граждане могут бесплатно получить в собственность публичные земельные участки, на которых находятся их гаражи (или заключить договор аренды, если участок ограничен в обороте).
Подготовительный этап
Для начала посмотрим, какие же условия необходимо соблюсти гражданину перед тем, как воспользоваться новыми возможностями по бесплатному получению земельного участка под гаражом:
Что такое, кадастровый учет и регистрация права? Межевался ли земельный участок?
- Ваш гараж является капитальным. Иными словами, он имеет прочную связь с землёй и его невозможно демонтировать и передвинуть на другое место без несоразмерного ущерба его назначению. Под «амнистию» попадают как отдельно стоящие гаражи, так и блокированные общими стенами с другими гаражами в одном ряду, имеющие общие с ними крышу, фундамент и коммуникации.
- Ваш гараж построен до 30.12.2004 года (до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации).
- На данный момент Ваш гараж не признан самовольной постройкой. Убедитесь, что отсутствует соответствующее решение суда или органов власти о сносе гаража.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с 218-ФЗ оформление права собственности на некапитальные гаражи и землю под ними не производится, поэтому «гаражная амнистия» на некапитальные гаражи не распространяется. В качестве примеров таких гаражей можно привести так называемые «ракушки» или «пеналы», расположенные не на территориях гаражных кооперативов, а также гаражи, являющиеся пристроенными к другим объектам.
Однако законом также установлено исключение – если некапитальные гаражи расположены в старых гаражных кооперативах, которым земля была выделена в постоянное (бессрочное) пользование, то на такие случаи гаражная амнистия распространяется в аналогичном порядке.
Также амнистия не затрагивает подземные гаражи при многоэтажных зданиях.
Итак, какие документы стоит найти, если Ваш гараж попадает под указанные нормы закона?
-
решение органа власти, подтверждающее, что Вам был предоставлен земельный участок под гараж;
Примечание: если перечисленных документов у Вас нет, не отчаивайтесь! Росреестр отмечает, что органы власти Вашего региона наделены полномочиями по определению других документов, которые являются основанием для оформления прав на гараж в рамках «гаражной амнистии».
Согласно материалам Росреестра, любые документы, которые есть у Вас и имеют какое-либо отношение к гаражу, могут пригодиться при оформлении: справки и решения гаражного кооператива, технические описания и тому подобные.
Регистрация бани и гаража! Порядок оформления строений на участке
Этап 1. Узнаем статус земли под гаражом
Обратитесь в администрацию, чтобы уточнить, каким образом в Вашем муниципальном образовании будет проводиться гаражная амнистия. Возможно, для реализации закона органом местной власти будут выделены средства на проведение необходимых кадастровых работ.
Если Вы не получили содействия в администрации, но Ваш гараж подлежит гаражной амнистии, постарайтесь узнать статус земли под таким гаражом – поставлен ли на кадастровый учет земельный участок. В случае если в администрации на данный вопрос ответа получить не удалось, можно обратиться в МФЦ, непосредственно в Росреестр или территориальный филиал кадастровой палаты.
Также помочь узнать состояние участка под гаражом может и кадастровый инженер.
Удобнее всего найти свой гараж и земельный участок с помощью компьютера с интернетом:
- откройте браузер и зайдите на сайт публичной кадастровой карты Росреестра (по адресу pkk.rosreestr.ru или с помощью поиска);
- в поисковой строке в левом верхнем углу введите адрес гаража или ближайшего здания, адрес которого Вы точно знаете;
- найдите визуально местонахождение Вашего гаража и щёлкните по нему левой кнопкой мыши. Если на панели слева появилась информация о земельном участке и указан его кадастровый номер в формате ХХ:ХХ:ХХХХХХ(Х):N, значит земельный участок поставлен на кадастровый учёт.
Однако земельный участок может визуально отсутствовать на публичной карте, если он стоит на учёте без координат границ. Если Вы не нашли участок на публичной кадастровой карте, лучше обратиться к кадастровому инженеру.
Если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учёте, переходим к следующему этапу.
Этап 2. Выполняем образование земельного участка
Если земельный участок под гаражом уже стоит на кадастровом учёте (например, Вы нашли его на публичной кадастровой карте), переходите к Этапу 2.1.
Так как Ваш земельный участок не стоит кадастровом учёте, предстоит произвести образование такого земельного участка.
Шаг 1. Уточните в местной администрации, утверждался ли на территорию, где расположен гараж, проект межевания территории. Если такой документ имеется, в нем определены в том числе границы земельных участков.
Шаг 2. Если проекта межевания территории в администрации не нашлось, следует подготовить схему расположения границ участка.
Возможность заполнить такую схему с помощью утвержденной формы на сайте Росреестра существует, однако во избежание ошибок рекомендуется обратиться к кадастровому инженеру.
Шаг 3. Одновременно потребуется подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В какой орган публичной власти такое заявление подать:
-
в муниципалитет — если участок находится в муниципальной или государственной неразграниченной собственности,
Отмечается, что срок рассмотрения заявления составляет 30 дней.
Шаг 4. Теперь необходимо подготовить межевой план на образование земельного участка и технический план гаража.
Данные документы закажите у кадастрового инженера, которые он подготовит на основании выданного органом публичной власти решения о предварительном согласовании. Помните, что возможность выполнения кадастровых работ может быть организована местной администрацией за счёт бюджета (Этап 1). В противном случае заключите договор подряда на выполнение кадастровых работ с любым кадастровым инженером, предоставляющим такие услуги.
Подготовленные документы предстоит передать в Росреестр для постановки участка на кадастровый учет.
Это можно сделать посредством личного посещения МФЦ или онлайн при наличии электронной подписи. Посоветуйтесь с кадастровым инженером – если он использует программу «Полигон Про», за небольшую дополнительную плату можно в короткие сроки получить электронную подпись и отправить все документы в электронном виде не выходя из офиса.
Полученную электронную подпись в дальнейшем удобно использовать при работе на порталах Госуслуг, ФНС, ПФР, а также для подписания любых документов – такая электронная подпись равносильна традиционной подписи «на бумаге».
Шаг 5. Получите выписку из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) на земельный участок.
Выписка будет выдана тем же способом, каким Вы подавали документы в Росреестр. Бумажная или электронная выписка на участок равноценны.
Этап 2.1. Подготавливаем документы о земельном участке, стоящем на кадастровом учёте
Если Вы выяснили, что участок под гаражом стоит на кадастровом учёте, но без координат границ, следует заказать у кадастрового инженера межевой план на уточнение местоположения границ земельного участка. Действия в таком случае аналогичны описанным в Шагах 4-5 на Этапе 2.
Если же участок стоит на кадастровом учёте, получите выписку на земельный участок обратившись в МФЦ или заказав её на портале Росреестра. Если Вы обратились к кадастровому инженеру, использующему программу «Полигон Про», удобнее заказать актуальную выписку на участок прямо в программе.
Этап 3. Узнаем статус гаража для подготовки технического плана
Если на публичной кадастровой карте, аналогично с описанным на Этапе 1 способом, найти сам гараж Вы не смогли (в поисковой строке в левом верхнем углу выберите из списка «ОКС» и введите адрес гаража), то для определения статуса объекта и выявления потребности в подготовке технического плана на гараж обратитесь к кадастровому инженеру.
Если гараж не был поставлен на учёт, кадастровый инженер подготовит технический план на основании выданного органом публичной власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Быстро подготовить технический план на гараж можно с помощью Полигон Про: Технический план.
В случае если у Вас в наличии имеются документы, подтверждающие статус гаража как ранее учтенного объекта (технический паспорт, выданный до 1 марта 2013 года, или правоустанавливающие документы, выданные до 31 января 1998 года), то готовить технический план не потребуется, и Вы вправе подать в Росреестр заявление на внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. В такой ситуации денежные затраты на кадастровые работы будут сокращены.
Если Вы подавали заявление на учёт участка в электронном виде, обратившись к кадастровому инженеру, с помощью программы «Полигон Про» можно быстро заполнить и отправить в Росреестр и заявление на внесение сведений о ранее учтенном гараже.
Если же гараж стоит на кадастровом учёте, возможны следующие варианты:
гараж учтён как здание. В этом случае подавать дополнительные заявления или заказывать техплан не нужно.
гараж учтён как помещение. Так как законом установлено, что гараж должен быть учтён как здание, в органе местного самоуправления или органе власти заполните заявление об изменении вида объекта недвижимости с «помещение» на «здание». Такое заявление орган подаст в Росреестр и в результате вернет Вам полученную от Росреестра обновленную выписку из ЕГРН на гараж.
Этап 4. Оформляем право собственности на гараж и участок под ним
Последняя предстоящая процедура – оформление права собственности на гараж и участок под ним. Для этого повторно обратитесь в местную администрацию (муниципалитет).
Пакет документов, который требуется представить при обращении в администрацию:
решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если он не стоял на кадастровом учёте),
технический план на гараж (или выписка из ЕГРН на гараж),выписка из ЕГРН на участок,
документ, подтверждающий предоставление земли под гаражом (рассмотрены на Подготовительном этапе).
Дальнейшие действия производятся специалистами местной администрации:
- принятие решения о предоставлении Вам в собственность земельного участка под гаражом бесплатно (либо заключение договора аренды если участок ограничен в обороте).
- подача в Росреестр заявления о регистрации Вашего права собственности на участок, государственном кадастровом учете гаража (если ранее он не стоял на учёте), регистрации Вашего права собственности на гараж. Отметим, что эти действия не требуют оплаты государственной пошлины.
- передача Вам итоговой выписки из ЕГРН, подтверждающей регистрацию прав на гараж и землю.
В результате Вы становитесь законным собственником земли и самого гаража!
Итоги практика «Основные функции для работы в Полигон Про: Технический план»
ИсточникНужно ли ставить на кадастровый учет гараж на своем участке
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 октября 2021 г. N 11-01640/21 “О «гаражной амнистии»
Обзор документа
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 октября 2021 г. N 11-01640/21 “О «гаражной амнистии»
Управление нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и гражданского оборота недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Управление) рассмотрело обращения Ассоциации «Национальная палата кадастровых инженеров» от 8 сентября 2021 г. N 925/21-01-14 по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по консультированию граждан и организаций по применению норм законодательства.
Вместе с тем по поставленным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В отношении вопроса о порядке подготовки технического плана сообщаем, что положениями пункта 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218 ФЗ) установлены виды назначения здания, в том числе «гараж».
В соответствии с частью 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — декларация, Требования).
В форме декларации и Требованиях отсутствует указание на назначение здания «гараж».
Согласно пункту 6 Требований декларация может оформляться в форме электронного или бумажного документа. При оформлении декларации в форме электронного документа декларация подготавливается в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем, обеспечивающего считывание и контроль представленных данных, и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, заполнившего декларацию (пункт 7 Требований).
Учитывая изложенное, по мнению Управления, до принятия приказа Росреестра «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке и состава содержащихся в нем сведений», разработка которого осуществляется в настоящее время, при оформлении декларации в форме бумажного документа в пункте 1.2 реквизита «Вид, назначение и наименование объекта недвижимости» формы декларации может быть добавлена строка, содержащая назначение здания «гараж» либо в ячейке с назначением здания «нежилое» проставляется знак «V» и в свободном поле данной строки указывается слово «гараж».
Заполнение реквизита «Описание объекта недвижимости» декларации осуществляется в соответствии с Требованиями.
Обращаем внимание, что земельным законодательством не определен момент, с которого земельный участок считается «образованным» или «уже образован». С учетом положений статьи 41 Закона N 218-ФЗ, по мнению Управления, до момента государственной регистрации прав земельный участок является образуемым.
В соответствии с частью 26 статьи 70 Закона N 218-ФЗ межевой план земельного участка и технический план гаража могут быть подготовлены на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является единственным и (или) обязательным документом, используемым при выполнении кадастровых работ и подготовке декларации и технического плана здания гаража.
Согласно подпункту 1 пункта 2, абзацу первому пункта 5 статьи 3.7 Федерального закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявлению о предоставлении земельного участка (государственный кадастровый учет которого осуществлен) прилагается в числе прочих документов документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям.
В этом случае в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются реквизиты названных документов.
В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации приводятся реквизиты документов, перечисленных в абзацах втором и третьем пункта 6 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ.
В случае применения положений части 26 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются наименование, дата и номер решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае, если в отношении земельного участка, указанного в части 25 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, осуществлен государственный кадастровый учет, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются наименования и реквизиты документов, подтверждающих права на соответствующий земельный участок был учтен# (при наличии сведений о таких документах).
Учитывая положения части 5 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ), Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, контур здания определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ на основании документов и сведений, предоставленных заказчиком кадастровых работ в зависимости от объемно-планировочных решений конкретного здания. При отсутствии проектной документации в отношении гаражей, блокированных общими стенами с другими гаражами, контур отдельного здания определяется исходя из толщины стен, являющихся «общими» для таких гаражей.
При этом в целях обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности пунктом 11 части 6 статьи 30.3 Закона N 221-ФЗ установлена обязанность национального объединения кадастровых инженеров разработать и утвердить типовые стандарты осуществления кадастровой деятельности.
По вопросу «требований к подготовке межевого плана» отмечаем следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ граждане, использующие гаражи, собственники гаражей вправе свободно использовать земельные участки, предназначенные для общего пользования, для прохода и проезда к гаражам. Если ранее земельные участки, предназначенные для общего пользования, были образованы и учтены в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), образование земельных участков, занятых гаражами граждан не должно приводить к изменению размера и границ земельных участков, предназначенных для общего пользования. В случае, если земельные участки, предназначенные для общего пользования, не были образованы и учтены в ЕГРН, образование земельных участков, занятых гаражами не должно приводить к изменению условий использования, включая размеры, проездов, обеспечивающих доступ к гаражам граждан.
Согласно статье 17 Закона N 218-ФЗ государственная пошлина за государственную регистрацию прав взимается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).
При этом согласно части 23 статьи 70 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса, и который предоставлен в соответствии с Законом N 137-ФЗ гражданину в собственность бесплатно, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, государственного кадастрового учета гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрации права собственности гражданина на гараж обязан передать собственнику указанных объектов выданные в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ выписки из ЕГРН об указанных объектах недвижимости.
Вместе с тем подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются в том числе федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.
В силу статьи 34.2 Налогового кодекса представление письменных разъяснений налоговым органам, налогоплательщикам, ответственным участникам консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к полномочиям Минфина России.
Также отмечаем, что позиция Росреестра относительно реализации части 1 статьи 18 Закона N 79-ФЗ содержится в письме от 3 августа 2021 N 01-5931-ГЕ/21, включая рекомендации по заполнению заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Статья 18 Закона N 79-ФЗ не содержит указаний о необходимости приложения к такому заявлению каких-либо документов.
Учитывая, что частью 1 статьи 18 Закона N 79-ФЗ предусмотрено изменение в записи ЕГРН об объекте недвижимости только двух его характеристик — вид объекта недвижимости и назначение здания, кадастровый номер объекта недвижимости не изменяется.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Закона N 79-ФЗ заявление может быть подано собственником гаража. В силу части 19 статьи 40 Закона N 218-ФЗ наличие в ЕГРН записей о государственной регистрации вещных прав на здание, сооружение с одновременной государственной регистрацией вещных прав на помещения, машино-места в таком здании, сооружении не допускается. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Закона N 79-ФЗ с государственного кадастрового учета снимаются здания или сооружения, в которых в соответствии со сведениями ЕГРН были расположены указанные в части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ помещения, при условии, что права на эти здания или сооружения не были зарегистрированы в ЕГРН.
С учетом изложенного, положения части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не подлежат применению в случае, если право на здание или сооружение, в котором находятся помещения, зарегистрировано в ЕГРН.
Исходя из положений части 7.3 статьи 40 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета здания или сооружения, в котором располагались помещения, указанные в части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, будет осуществляться после изменения вида объекта недвижимости всех расположенных в здании или сооружений «помещений». В этой связи обращаем внимание, что заявления об изменении вида объекта недвижимости и его назначения могут быть представлены исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), по месту нахождения такого гаража или лицом, уполномоченным решением общего собрания членов гаражного кооператива, членом которого является гражданин, использующий такой гараж (пункты 1 и 4 части 1 статьи 18 Закона N 79-ФЗ).
Также отмечаем, что оформление прав на земельный участок, занятый гаражом, и гараж осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом с учетом особенностей, установленных статьей 3.7 Закона N 137-ФЗ.
Положения, устанавливающие порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, и расположенного на нем гаража, а также документы, на основании которых осуществляются такие учетно-регистрационные действия, содержатся в частях 23-27 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
Порядок признания одноэтажных гаражей, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании или сооружении, самостоятельными зданиями регулируется положениями статьи 18 Закона N 79-ФЗ.
Начальник Управления нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и гражданского оборота недвижимости |
В.И. Корякин |
Обзор документа
Приведена информация по гаражной амнистии.
Так, в действующей форме декларации об объекте недвижимости нет указания на назначение здания «гараж». До утверждения новой формы в бумажных декларациях указание можно вносить в реквизит «Вид, назначение и наименование объекта недвижимости» либо в ячейку с назначением здания «нежилое».
Разъяснено заполнение реквизита «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)».
При отсутствии проектной документации в отношении гаражей, блокированных общими стенами с другими гаражами, контур отдельного здания определяется исходя из толщины стен, являющихся «общими» для таких гаражей.
Пользователи и собственники гаражей вправе свободно использовать земельные участки общего пользования для прохода и проезда к гаражам.
Если ранее такие участки были образованы и учтены в ЕГРН, то образование участков под гаражами не должно приводить к изменению размера и границ участков общего пользования. Если же участки общего пользования не были образованы и учтены в ЕГРН, то образование участков под гаражами не должно приводить к изменению условий использования проездов, включая их размеры.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
ИсточникРосреестра от 11.03.2020 N 14-01967-ГЕ/20 (вместе с Минэкономразвития России от 30.01.2020 N Д23и-2702 О рассмотрении обращения)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 30.01.2020 N Д23и-2702 по вопросу учетно-регистрационных действий в отношении хозяйственных построек и объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на расположенных в границах населенного пункта земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 января 2020 г. N Д23и-2702
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение относительно государственного кадастрового учета хозяйственных построек и объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на расположенных в границах населенного пункта земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем определение критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам вспомогательного использования относится к компетенции Минстроя России. В этой связи за разъяснениями относительно определения критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам вспомогательного использования целесообразно обращаться в Минстрой России.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) также установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляется исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также необходимо учитывать, что пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено понятие «хозяйственные постройки» — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Таким образом, указанные в обращении объекты (кроме гаражей) законодательством отнесены к хозяйственным постройкам.
Пунктами 1, 1.1 и 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества, а также строительства на земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, строений и сооружений вспомогательного использования.
Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности осуществляются исключительно в отношении недвижимого имущества. В этой связи описываемые в Вашем обращении объекты должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу.
В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 — 10 указанной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, а также требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Также следует отметить, что Закон N 218-ФЗ для целей постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на них не предусматривает классификацию объектов недвижимости на основные и предназначенные для обслуживания основного объекта недвижимости (вспомогательные), а также не предусматривает внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений (отметки) о принадлежности вспомогательной вещи главной вещи.
Также следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН в качестве дополнительных вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в отношении объекта вспомогательного использования — хозяйственной постройки, в том числе расположенной на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, указывается назначение «нежилое».
Таким образом, при подготовке технического плана в отношении хозяйственной постройки или объекта вспомогательного использования в графе 3 строки 8 раздела «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указывается назначение здания — «нежилое», в строке 14 «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» раздела «Характеристики объекта недвижимости» технического плана следует указывать слова «хозяйственная постройка» или «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «сарай» или «хозяйственный блок»). В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана помимо указания на то, что соответствующий объект недвижимости является хозяйственной постройкой или объектом вспомогательного использования, полагаем необходимым отразить информацию о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет или будет выполнять вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается.
Источник