Обогрев без хлопот! Использование электрокотла в гараже: принципы работы прибора, установка
Организация отопления в гараже при отсутствии центральной системы теплоснабжения может стать нетривиальной задачей, если не подойти к вопросу творчески.
Выбор оптимальной отопительной системы позволяет создать нормальные условия для запуска автомобиля и устранить излишнюю влажность в помещении.
Электрокотел, смонтированный в гараже, может решить вопрос с круглосуточным поддержанием комфортной температуры и обеспечить бесперебойное отопление летом и зимой.
Виды электрокотлов для обогрева гаража
Электрокотел не требует сложного монтажа, обслуживания и большого количества разрешений на его установку. При выборе устройства учитывают принцип работы и связанные с этим ограничения.
Электрокотел 3 кВт, просто и дешево
Электрокотлы, устанавливаемые в гаражах, отличаются способом нагрева теплоносителя и своим внутренним устройством:
- ТЭНовые котлы. Представляют собой теплоизолированную ёмкость с трубчатым нагревательным элементом, размещённым внутри. Недостатками являются: косвенный нагрев теплоносителя, большие теплопотери, а также длительное время, требуемое для выхода установки на рабочую мощность.
- Электродные котлы. В устройствах этого типа применяются два электрода, модулирующие переменное электромагнитное поле частотой 50 Гц, которое заставляет двигаться растворённые в теплоносителе ионы соли, обеспечивающие почти мгновенный нагрев теплоносителя. Энергоэффективность на 40% выше, чем у ТЭНовых котлов. Недостаток — использование большого количества соли в системе отопления.
- Индукционные котлы. Используют переменное электромагнитное поле, создаваемое медным сердечником, который создаёт вихревые токи Фуко, нагревающие металл. Он, в свою очередь, передаёт тепло циркулирующей жидкости. Индукционные котлы производят косвенный нагрев теплоносителя. Имеют длительный срок эксплуатации и выгодны экономически по сравнению с ТЭНовыми устройствами.
Справка. У электрокотлов перечисленных типов есть плюсы и минусы, которые необходимо учитывать и при выборе подходящей модели под конкретное помещение.
Как сделать выбор?
При выборе электрокотла, кроме конструктивных особенностей, учитывается: его стоимость, особенности эксплуатации, имя производителя, а также необходимая мощность.
Из устройств, представленных на рынке, наиболее дорогостоящими являются ТЭНовые и индукционные модели. Ориентировочная стоимость составляет 25—50 тыс. руб. Менее дорогие модели представлены электродными котлами, их покупка обойдётся примерно в 9—15 тыс. руб.
Экономичные электродные котлы имеют свои существенные недостатки, связанные с использованием в теплоносителе соли и невозможностью заливки в систему антифриза. Это, в свою очередь, ограничивает их применение только постоянно отапливаемыми помещениями.
Отопление гаража электрическим котлом
Фото 1. Электрический котел электродного типа (устройство черного цвета), подключенный к системе отопления.
ТЭНовые котлы имеют конструкционную возможность поддержания минимального нагрева теплоносителя, предотвращая размерзание системы при наступлении холодов.
Индукционные котлы работают с любым теплоносителем, в том числе с антифризом, обеспечивая функционирование системы при сильных холодах.
Лучшие марки гаражных электрокотлов, представленные на рынке иностранными и отечественными производителями:
- ТЭНовые котлы: ЭВАН ЭПО, Элвин ЭВП, Делсот ЭВП, Ресурс ЭВПМ, Новэл ЭВОС, Теплотех ЭВП.
- Электродные: Галан моделей ВУЛКАН и ОЧАГ.
- Индукционные: SAV моделей SPEC и PROF.
Устройства российского производства выигрывают в вопросе оптимального соотношения цены и качества.
Недорогой ТЭНовый котёл обойдётся примерно в 9—15 тыс. руб., а плановая замена нагревательного элемента после 5—6 лет его работы будет стоить всего 1,5-2 тыс. руб.
Расчёт требуемой мощности при выборе электрокотла производится в соответствии с отапливаемой площадью гаража, учитывая необходимый запас на случай сильных заморозков.
Формула расчёта мощности представлена в следующем виде: 1 кВт = 10 кв. м. Это означает, что при площади гаража 20 кв. м. потребуется котёл на 2 кВт. Запас на сильные заморозки обычно составляет 15—20%, поэтому оптимальным выбором будет устройство мощностью 3 кВт.
ИсточникКакой электрический котел для отопления гаража лучше
Обустройство системы отопления в автогараже, в ситуациях, когда недоступны услуги централизованного теплоснабжения может стать трудной задачей.
Подбор оптимальной схемы электроотопления дает возможность создать требуемые санитарно-гигиенические условия в мастерских гаража при низких температурах наружного воздуха, поэтому владельцам таких помещений нужно знать основные правила, как выбрать электрокотел для гаража.
Виды котлов для гаражей
Электрокотел не нуждается в сложных строительно-монтажных работах, техобслуживании и получении многочисленных согласований контролирующих ведомств.
При подборе типа установки должен учитываться принцип его функционирования и связанные с ним ограничивающие условия.
Электрические котлы для гаража, группируются по методу нагрева греющей среды и конструктивным решениям:
- ТЭНовые котлы. Теплоизолированный бак с трубчатыми электронагревательным элементом, помещёнными внутри.
- Электродные котлоагрегаты. В агрегатах такого вида используют 2 электрода, которые модулируют электромагнитное поле 50.0 Гц, приводящее в движение ионы солей, находящиеся в греющей воде, тем самым обеспечивая, практически мгновенный, ее нагрев. Энергоэффективность данного типа нагревателей почти на 40% больше, чем у ТЭНовых электрокотлов. Несовершенство конструкции — наличие огромного количества солей в греющей воде.
- Индукционные котлоагрегаты. Применяют электромагнитное поле 50.0 Гц, которое создается сердечником, выполненным из меди. Благодаря этому возникают вихревые токи Фуко, процесс протекает с нагревом металла, который, использую процесс теплопередачи отдает тепло греющей воде. Индукционные электрокотлы обеспечивают косвенный нагрев воды внутреннего контура системы отопления. Они обладают длительным эксплуатационным сроком и экономически выгодны в сравнении с ТЭНовыми котлами.
Как рассчитать мощность котла
Чрезвычайно невзыскательный, хотя и приблизительный способ определения требуемой мощности электрокотлов для отопления гаража основывается на размере площади, которую нужно прогреть.
Соотношение 100 Ватт на 1м2 применимо для средней полосы России, где имеется более теплый климат. Для южных областей потребуется ввести коэффициент 0.8, тем самым уменьшая мощность, а для северных, наоборот, увеличивают результат на запас мощности 1.2-1.4.
Такие нормативы остались еще с советских времен, они базировались на тепловых качествах материала панельного домостроительства. Сегодня стройматериал, используемый для возведения конструктивных элементов здания, имеет другие тепловые характеристики.
Поэтому для получения более точных расчетов необходимо использовать данные не только по отапливаемой площади, но также по качеству стен, изоляции, количеству оконных и дверных проемов, теплопередачу кровельного материала.
Для пользователей, которые не знакомы с законами теплопередачи материалов, лучше будет обратиться к соответствующим онлайн калькуляторам.
Их достаточно размещено в сети, чтобы точно определить столь важный показатель для подбора электрокотла.
Требования к установке электрокотла в гараже
Индивидуальную схему теплоснабжения в автогараже, выполняют в строгом соответствии с действующими нормами и правилами: СНИП, ПУЭ и пожарной безопасности. При подсоединении, опираются на технологические характеристики, подобранного электрокотла.
Монтаж отопительного агрегата с теплопроизводительностью до 8 кВт в гаражных мастерских, относится к категории установки типичного бытового бойлера и не требует выполнения каких-то особых условий, только в отношении питающей электролинии, она должна конструкционно соответствовать указанной мощности нагревательного устройства
Подсоединение исполняют, применяя УЗО, кроме вариантов установки электродных аппаратов, насос и автоматику. В системы должна быть предусмотрена установка защитного контура заземления от ударов электротоком обслуживающего персонала.
Электрические котлоагрегаты теплопроизводительностью более 8.0 кВт, могут подключиться исключительно к трехфазной сети. Проводку и монтаж электросети 380V, имеют право выполнять только электромонтеры, со специальным допуском к работам по электробезопасности.
Лучшие марки гаражных электрических котлов
Энергосберегающие электрокотлы для теплоснабжения автогаража, производятся российскими и западными фирмами-производителями.
Для того, чтобы ограничить границы поиска, установки систематизируют по категориям, исходя от применяемого принципа функционирования:
- ТЭНовые электрокотлы: Элвин ЭВП-6 ЭУ, ЭВП-9 Теплотехн, Э.В.П.М ООО «Ресурс-ЭлектроТерм», Э.В.А.Н ЭПО 2,5 кВт, «Stanless» Э.В.П-6М, Новэл-Эвос 2/4/6-220.
- Котлоагрегаты индукционного типа: S.A.V-PROF 2.5, Spec-S.A.V-20.0.
- Модификации электродного типа Галан: Очаг 3(N), Вулкан (25 кВт).
Для нагрева гаражных мастерских, наилучшим соотношением стоимости и производственного качества, обладает электроотопительный аппарат отечественного производства.
ТЭНовое устройство российской комплектации, возможно, купить в пределах 10000-14000 руб. Замена электронагревательного элемента, которая понадобится примерно через 5 лет использования, обойдется всего-навсего до 2000 руб.
Как подключить
Сборка теплового оборудования в автогараже, функционирующего на электричестве осуществляется по правилам в точности, как и в каком-либо ином помещении.
Необходимо установить все батареи на площадке и обвязать их пластиковыми или металлическими трубопроводами в единую систему.
Количество арматуры, насосов, воздушников и защитных устройств будет зависеть от выбранной схемы теплоснабжения: открытая или закрытая. После завершения обвязки внутренней тепловой сети, подача и обратка ее подводится соответственно к входному и выходному патрубкам котла.
Котел устанавливается на стене или на полу с соблюдением всех требованием завода-изготовителя. Для эффективной работы оборудования, в соответствии с законом тепловой конвекции греющие элементы располагаются в нижней части бака электрокотла.
В таком варианте горячие слои жидкого теплоносителя будут восходить по контуру наверх, циркулируя по стоякам отопления, а их место займет охладившийся теплоноситель, прибывающий по обратному трубопроводу в нижнюю часть котла, тем самым создавая требуемую скорость циркуляции в системе.
Подводя итог, можно сказать, что для теплоснабжения гаражных помещений допускается использовать самые различные электронагреватели.
Главное условие, при применении электрического оборудования — это строгое выполнение требований техники безопасности. Не допускается ориентировать электрокотлы в направлении расположения легковоспламеняющихся материалов, горючих и взрывчатых веществ.
Перед установкой электрокотла для отопления гаража, необходима предварительная консультация со специалистами. В таком случае владелец гаража сможет избежать непредвиденных аварийных ситуаций и создать комфортные условия работы в нем в осенне-зимний период.
ИсточникЭлектрокотел для гаража
Отопление электричеством не будет стоить слишком дорого, если правильно выбрать систему теплоснабжения и утеплить гараж. Даже самый экономичный электрический котел для отопления гаража будет «греть улицу», если не утеплить стены, ворота и кровлю.
С одной стороны, резкие перепады температур в зимнее время, ускоряют коррозию металла. Но, если организовать хорошую вентиляцию в гараже, то в теплом помещении не требуется прогрев двигателя, и нет губительных для движка холодных пусков.
Выбор типа отопления для гаража — достоинства и недостатки
Если есть возможность организовать водяное отопление, при центральном подводе газа, то другие варианты не нужны – это самый экономичный и удобный вариант, но доступен он, к сожалению не каждому.
По первоначальным затратам устройство водяного отопления от центрального газового котла -дорогостоящее мероприятие. Требуется подземная прокладка и утепление труб, установка радиаторов и устройство разводки труб внутри помещения.
Совет. Металлопластиковые трубы намного выгодней и практичней металлических. Монтаж металлопластика не занимает много времени и стоит дешевле сварочных работ.
Отопление гаража посредством системы теплого пола – экономный и удобный вариант, при центральном водяном газовом отоплении. Радиаторы и трубы занимают много места, быстро пачкаются, дают высокий расход тепла и нет возможности разместить удобные полки для инструментов.
Металлопластиковые трубы с теплоносителем монтируются непосредственно в бетонную стяжку и равномерно обогревают все помещение. Поэтому вся система отопления надежно защищена от механических повреждений и прогревает автомобиль снизу.
Котел на дровах или на солярке
На сегодняшний день стоимость дров, угля и даже отработанной солярки выросла в разы. И утверждать, что экономичней — использовать обогрев на дровах, чем электрический обогрев, во многих регионах уже нельзя.
Простая буржуйка сможет поддерживать плюсовую температуру в небольшом утепленном гараже, но топить надо регулярно, не у всех есть на это время. Уголь и солярка – это грязь и копоть, а тонна угля будет стоить ровно столько же, сколько потратите на электрическое отопление.
Для нагрева 1 м3 воды до 50°С на электрике затраты составят примерно 135 руб., на дизельном топливе такой же нагрев будет стоить 170 руб. Поэтому сейчас котлы на дизеле и даже на отработанном топливе становятся невыгодными.
Для всех твердотопливных котлов необходимо устанавливать дымовую трубу, что тоже влечет дополнительные затраты. По правилам пожарной безопасности для отопительного оборудования высота трубы должна быть в два раза больше, чем высота постройки.
Твердотопливные пиролизные котлы длительного горения
Относительно новые виды отопления, требующие загрузки топливных брикетов раз в два дня. Но сам котел стоит дорого и топливо к нему тоже недешево. Если подсчитать окупаемость – то лет за десять этот вариант себя окупит.
Поэтому, для гаража лучше остановиться на электрическом отоплении – чисто, удобно и, благодаря современной автоматике, недорого.
Газовые автономные обогреватели
Использовать газовые баллоны в гараже, в качестве отопительного оборудования, даже при соблюдении всех мер безопасности, не рекомендуется. Если решено выбрать этот вариант отопления, то выбирайте обогреватель, с закрытой камерой сгорания и керамическими элементами. Дополнительная автоматика включения и отключения позволит сэкономить расход топлива.
Электрическое отопление гаража
Подсчитать расход электроэнергии для обогрева гаража несложно. Расход не будет зависеть от мощности электроприбора. Поэтому, при выборе варианта электрообогрева не ориентируемся на мощность и расход, а выбираем самый удобный по монтажу и техническим характеристикам электрический котел или обогреватель.
Почему мощность прибора не влияет на расход киловатт? Если, в среднем, расход — 100 ватт нужно на квадратный метр, поэтому нет разницы, в мощности прибора. Например, ставим обогреватель с потреблением 1кВт/час и он прогревает помещения за два часа. Если поставим прибор мощностью 2 кВт, то он нагреет гараж быстрее – за час, но расход электроэнергии одинаковый – два кВт.
Приблизительный расход электроэнергии на отопление в средней полосе России – 100 ватт на 1 квадратный метр площади.
Какой вариант электрического обогрева гаража выбрать
Какой вариант отопительного электрооборудования выгодней? Рассмотрим достоинства и недостатки предлагаемых систем электрического отопления гаража.
Стационарный электрический котел и водяное отопление
Типы электрокотлов, которые можно установить в гараже:
- котлы на Тэнах – в термоизолированном баке установлены несколько тэнов, с автоматическим выключением, при наборе нужной температуры теплоносителя. Такой прибор можно сделать и самостоятельно, стоить будет в пять раз дешевле. Понадобиться кусок металлической трубы и три Тэна с разной емкостью 1 и 2 кВт. На рисунке видно, как при помощи сварочного аппарата и нескольких фитингов сделать своими руками такой самодельный мини электрокотел. Недостаток – долго прогревается, большие потери тепла из-за косвенного нагрева теплоносителя.
- котел на электродах – внутри термоизолированного отопительного бака расположены два электрода, которые моментально прогревают носитель за счет создаваемого электромагнитного поля. Поэтому экономичность и быстрота прогрева будут максимальны. Недостаток – требуется специальный теплоноситель — солевой раствор;
- индукционные котлы – медный сердечник внутри бака прогревается за счет переменного электромагнитного поля, создаваемого токами Фуко (вихревые электромагнитные потоки). По характеристикам такие котлы не намного экономичней нагревателей на Тэнах, но в два раза дороже.
По цене, хороший Тэновый и индукционный котел стоит примерно 40 – 50 тысяч рублей, самодельный обойдется в три тысячи. Электродные котлы эконом варианта стоят от 10 до 15 тысяч рублей.
Так как 1 кВт электроэнергии отапливает 10 м2, то для гаража в 20 квадратов нужно брать электрический котел в 3 кВт, так как нужен запас мощности.
По отзывам, лучшие котлы на Тэнах – Теплотех, Эван ЭПО, Новэл и Элвин ЭВП. Из индукционных котлов пользуются доверием марки SAV SPEC и SAV PROF. Самые лучшие варианты котлов на электродах – компания Галан (Очаг и Вулкан).
Кроме котла надо еще установить разводку труб по гаражу. Поэтому, специалисты рекомендуют для надежности и экономии тепла устройство теплого пола, а не радиаторов.
Теплый пол в гараже
Монтаж водяного теплого пола – поэтапно:
- на черновой пол укладываем слой гидроизоляции (полиэтиленовая пленка или рубероид;
- заливаем стяжку, используя бетонную смесь с теплоизолирующими присадками;
- на стяжку укладываем фольгированный утеплитель, толщина утеплителя небольшая, 1 см;
- по утеплителю делаем армированный сеткой слой цементной стяжки;
- Монтируем водяной контур прямо к армирующей сетке хомутами. Укладывать трубы модно по спирали или змейкой. Максимально длина всего контура – не более 70 метров.
Теперь осталось залить финишный слой пола бетонной смесью с закрепляющими прочность присадками, защищающими пол от перепадов температуры и большого веса автомобиля.
Одноконтурный или двухконтурный электрокотел
Если планируется использовать гараж как мастерскую, то лучше остановиться на более дорогом, но и более надежном варианте электрокотла – двухконтурном. В этом случае, помещение будет постоянно обеспечено горячей водой.
Сравним достоинства и недостатки двух систем:
- один контур отопления требует меньше затрат электричества (на тридцать процентов меньше потребление, чем у двухконтурного оборудования);
- если в один контур дополнительно устанавливать бойлер, то это обойдется по расходу электричества дороже, чем двухконтурная система;
- стоимость оборудования на два контура нагрева на 40 процентов выше;
- по долговечности 1 контур на семь лет надежней, чем 2 контура, так как сложное оборудование чаще ломается.
Поэтому многие пользователи не рекомендуют для гаража выбирать двухконтурные котлы – это невыгодно и не даст больше тепла.
Недостатки электрокотла с водяным контуром
Этот вариант системы отопления имеет ряд серьезных недостатков, которые обязательно надо учесть:
- при сильных морозах и аварийном отключении электрики вода в трубах может замерзнуть, поэтому дополнительно надо ставить дизель-генератор с автоматическим переключением на аварийный режим работы. Стоит это недешево. Как вариант – устройство водяного теплого пола с утеплением, который сохранит теплоноситель от замерзания, но не дольше, чем на 12 часов;
- придется тратиться на металлопластиковые трубы и комплектующие, насос для принудительной циркуляции воды в системе;
- ежегодно нужно делать промывку труб и менять теплоноситель.
По сравнению с более простыми и недорогими вариантами электрокотел и водяной контур – не лучшее решение.
Тепловые пушки также расходуют слишком много энергии, как видно из таблицы.
Конвекторы
Отопление гаража конвектором – просто, удобно и экономично. Сейчас в продаже большой выбор оборудования с автоматикой, которую можно установить не только на определенную температуру прогрева помещения, но и по дням недели и по часам работы.
Дорогие модели конвекторов дополнительно оснащены функциями ионизации воздуха и защищены от замерзания в самые лютые морозы.
Есть конвекторы напольного и настенного типа. Приборы, которые монтируются на стену можно переносить, а напольные конвекторы, хоть и прогревают воздух быстрее монтируются стационарно. Источник тепла можно устанавливать в любом месте, по необходимости.
Инфракрасные обогреватели
Самый экономный и простой вариант, который гарантирует отопление гаража и не дает мотору замерзнуть. Инфракрасные лучи прогревают только ту площадь, на которую они направлены, поэтому обогрева всего помещения добиться не получится.
Но, если разместить ИФК лампу на потолке над капотом, то модели мощностью 50 Вт хватит, чтобы не дать движку замерзнуть, а модель в 100 Вт быстро и направленно прогреет воздух до 20 градусов.
Анализируя все системы отопления от электричества, можно сделать вывод, что самый удобный и выгодный – это конвектор. Не надо тратиться на монтаж коммуникаций и обслуживание водяного контура. Лучше потратиться на хорошую автоматику, которая сократит потребление электроэнергии.
ИсточникЭлектрокотел для отопления гаража
Электрокотел для отопления гаража — достаточно популярное решение. Это объясняется тем, что в большинстве случаев помещения такого типа электрифицированы и нет необходимости в дополнительных расходах на подведение коммуникаций.
Кроме того, электрические котлы выгодно отличаются от многих своих аналогов в плане безопасности и простоты установки.
Не менее важный момент — такой котел, обладающий мощностью до 8 киловатт, приравнивается к обычному бытовому прибору для нагрева воды.
Такие устройства подключаются к обычной электрической сети и требуют наличия контура заземления.
Типы электрических котлов, используемых для гаража
Существует несколько типов отопительных котлов, отличающихся друг от друга принципом работы. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, потому для выбора оптимального решения следует подробнее ознакомиться с их особенностями.
Существует 3 основных разновидности электрокотлов:
- ТЭНовые. Внутри этих устройств, относящихся приборам косвенного нагрева, располагается термоизолированная емкость с трубчатым нагревательным элементом. К важнейшим минусам этого типа котлов можно отнести существенные потери тепла и значительное время, необходимое для прогрева теплоносителя.
- Индукционные. В них жидкость нагревается благодаря переменному электромагнитному полю. Металл, по которому проходит теплоноситель, разогревается благодаря воздействию вихревых электромагнитных потоков, также именуемых «токами Фуко». Как и предыдущий тип котлов, их относят к устройствам косвенного нагрева, однако, выгодно отличаются от них более длительным сроком службы. Эта особенность делает индукционные устройства более выгодными с экономической точки зрения.
- Электродные. Отличаются сравнительно высокой энергоэффективностью — они практически на 40% экономичнее ТЭНовых котлов. Здесь применяются 2 электрода, генерирующие электромагнитное поле, очень быстро нагревающее теплоноситель.
Как выбрать электрокотел для отопления гаража
Для многих людей такой критерий, как стоимость котла играет не меньшую роль, чем его технические характеристики и особенности работы. Здесь стоит отметить, что индукционные и ТЭНовые устройства, выпускаемые известными и хорошо зарекомендовавшими себя производителями, обычно стоят в пределах 30-50 тысяч рублей.
Электродные котлы обладают более демократичной стоимостью — их цена в среднем составляет порядка 10-15 тысяч рублей. Однако этот тип, в связи с конструктивными особенностями, используется исключительно для помещений, отапливаемых постоянно.
Индукционные агрегаты могут эксплуатироваться с незамерзающей жидкостью, что делает их достаточно удобными.
Важным достоинством ТЭНовых котлов является способность предупреждения размерзания отопительной системы за счет поддержания минимально необходимой температуры.
Мощность электрического котла тоже является важной характеристикой, которую обязательно следует учитывать при выборе. Считается, что для отопления каждых 10 квадратных метров площади гаража требуется 1 киловатт мощности устройства. Для помещения, площадь которого составляет 30 квадратных метров, потребуется котел мощностью 3 киловатта. Однако необходимо помнить о такой важной детали, как рекомендуемый запас мощности в 15-20%.
Достоинства и недостатки электрических котлов
Использовать электрический котел для отопления в гараже выгодно по целому ряду причин, в числе которых:нет открытого пламени, что избавляет от необходимости монтировать дымоход и оформлять соответствующую документацию;
- наличие возможности настраивать режим работы прибора на неделю вперед;
- более низкая, в сравнении с другими типами котлов, начальная стоимость;
- бесшумная работа;
- отсутствие вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
У электрических котлов есть и недостатки, в том числе:
- операционные расходы несколько выше, чем у котлов иных типов;
- при сбоях в электроснабжении есть риск размерзания отопительной системы, разрыва труб и даже выход агрегата из строя.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что отопление гаража с помощью электрического котла достаточно выгодно с практической точки зрения. Конечно, есть у такого варианта и недостатки, но в большинстве случаев они менее значительны, чем достоинства. Если электрокотел для отопления гаража выбран правильно и установлен с учетом всех требований безопасности, он будет работать долго и качественно.
Источник