Смотровая яма для автомобиля обязательный атрибут в каждом гараже. Смотровая яма в гараже своими руками — что учесть при проектировании, какие материалы использовать, как сделать лестницу, вентиляцию и свет.
Устройство смотровой ямы в гараже
Гараж – это «сакральное» место почти для каждого мужчины. Большинство автолюбителей стараются обустроить его максимально функционально и практично. Любому автовладельцу, даже если он не силен в ремонте «железного коня», нужно создать условия для доступа к ходовой части и днища своего любимца. Поэтому в гараже нужна смотровая яма.
Причем, ее можно сделать, даже если гараж уже построен: пользователи FORUMHOUSE уверены, что рано или поздно она понадобится. Хотя в некоторых случаях это будет сделать проблематично. Например, если гараж слишком мал, и для полноценный ямы места не хватит. Возможны проблемы и в случае высоких грунтовых вод. Но, если особых сложностей не предвидится, можно приступать к строительству!
Как построить смотровую яму своими руками. Размеры смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля
Составляем проект
Перед тем как взяться за выемку грунта, вы точно должны представлять размеры и глубину будущей ямы. Лучше всего сделать компьютерную модель, но подойдет и обычный чертёжный проект.
Обычно ширина ямы – чуть меньше метра (0,8-0,9 м.), но вы должны руководствоваться габаритами и размерами ходовой части вашей машины. Помните, что от краев смотровой ямы до колес автомобиля должно быть не менее 20 см. Длина конструкции также определяется габаритами транспорта. Но и здесь не забывайте о запасе. Не поленитесь сделать ее на метр длиннее, чем ваш автомобиль.
Глубина конструкции – тоже индивидуальный параметр. Рассчитывайте его, исходя из собственного роста. Подумайте, в каком положении тела вам лучше работать и учтите, что между вами и авто должно остаться пространство в 25-30 см.
Когда будете определяться с размерами ямы, возьмите во внимание толщину стен. Оставьте «припуск»: полметра – на стены и 30 сантиментов – на пол.
Если планируете сделать в яме полочки для хранения инструментов, то лучше сразу обозначьте их в проекте.
Подготавливаем материал
Когда проект ямы готов, позаботьтесь о строительных материалах. Вам потребуется: цемент, щебень, песок. Это для заливки пола и стен. Цемент лучше выбрать ПЦ марки 400, а песок – на ваше усмотрение. Лучше, конечно, крупный и без примесей.
Кроме заливки стены нужно армировать. Для этих целей приобретите металлическую сетку. Конструкция должна быть надежной, поэтому не забудьте про стальные уголки, которые сваривают в раму и крепят в яму сверху и по периметру. Здесь же пригодятся стальные пруты. Ими соединяют усы в раме.
Далее нужно определить, будет ли конструкция монолитной или кирпичной. Одни форумчане считают, что оптимальное решение – яма монолитом. Другие предлагают стены просто обложить кирпичом, можно – б/у – выйдет дешевле, а для смотровой ямы это не принципиально. Кладку желательно также армировать – 6-8 мм арматурой в шов и/или кладочной сеткой. При желании стены можно заштукатурить.
Влага – коварный враг подземных построек. Поэтому важно обеспечить гидроизоляцию конструкции, она будет особенно актуальной в момент таяния снега и продолжительных дождей.
Для этого понадобится рубероид и глина.
domk, владелец гаража в ГСК с 25-летним стажем, считает, что если грунтовые воды поднимаются выше уровня пола, то никакая гидроизоляция не спасет.
Все 80 гаражей нашего ГСК, стоящего на плывуне, от этого страдают. Победил только один человек: выстилал корыто гидроизола по бетонному основанию, сверху – стяжка, по бокам тоже (опалубка из шифера так и осталась). Сам я предпринимал две попытки спастись. Не смог. В итоге просверлил в полу дыру 11 см, пробурил скважину (через метр уже стоит вода, которая по весне поднимается) и загнал туда канализационную трубу.
Теперь вода в гараже форумчанина легко приходит, но так же легко уходит. Кто-то откачивает воду насосами. Можно сделать глобальный дренаж – считает domk – или кессон (дорого и трудоемко). Он же «смирился и живет в гармонии».
Также в смотровой яме нужно сделать вентиляцию. Многие делают выход из ямы в вентиляцию всего гаража. Но можно сделать и отдельную вентиляционную трубу.
Строительные работы
Для начала проводим разметку, используя рулетку и маяки. Выкапываем яму. Кстати, не спешите выбрасывать весь грунт. Оставьте небольшое количество для того, чтобы засыпать стенки после заливки. Пол вырытой ямы должен быть ровным.
После чего на дно ямы насыпают слой щебня с песком и тщательно утрамбовывают.
Необходимо сделать так, чтобы при пучении грунта зимой и осадке гаража на место весной ваша яма не проломила пол или не образовалось больших щелей между стенами ямы и полом гаража. Тут и играет свою роль засыпка из гравия и песка, т. к. она является непучинистым основанием и неким амортизатором при просадке.
Вся работа представляет собой наслаивание одного материала на другой: слой щебня (15 см) закрывается слоем песка (5-7 см), на песок укладывается рубероид. При этом его края должны закрывать и нижние участки стен (приблизительно 10-15 см). Далее бетон заливает слой рубероида. Теперь пришло время сделать конструкцию крепкой.
Для этого на залитый и немного подсохший пол помещают металлическую сетку и заливают ее раствором цемента. Слой должен получиться достаточно толстым (6-7 см). Только когда полы в яме основательно схватятся, можно приниматься за стены. На них наносится небольшой слой глины, далее – слой рубероида.
Следующим этапом будет сборка опалубки. Когда вы ее будете собирать, обязательно учитывайте расположение полок для инструментов, которые имеются в проекте. Когда опалубка собрана, ее заливают толстыми слоями цемента (35-40 см). Не забудьте утрамбовывать материал в процессе заливки. В каждый слой добавляйте полоску металлической сетки.
Закладная рама устанавливается сверху стен, когда все они полностью вылиты. Чтобы закрепить анкера, можно применять стальные пруты длиною в полметра. Установите раму так, чтобы по краям ямы получились невысокие бордюры. Они будут служить страховкой, чтобы колесо случайно не соскочило с краев ямы.
Когда бетон окончательно схватился, можно приступать к обратной засыпке стен. Грунт нужно как можно лучше утрамбовать, насыпать сверху щебень и с помощью бетона выровнять с полом. Яма готова.
ИсточникСмотровая яма в гараже своими руками готова. Проводим освещение Также в конструкцию можно провести освещение, это очень поможет при ремонте автомобиля. Провода следует поместить в гофротрубу, а розетка должна находиться в герметичном корпусе. Лестницу для ямы можно не закреплять — доставать ее по мере необходимости. Правильная эксплуатация смотровой ямы.
Выкопал яму. Гидроизоляция материалом типа рубероида/рубимаста. Выложил срезанные с пола гаража куски бетона на пол ямы и засыпал это песком на пару см вверх. Забетонировал пол (5-10 см бетона). Выложил стены кирпичом с армированием сеткой каждые 3-4 ряда.
Смотровая яма в гараже своими руками — размеры, чертежи, что учесть при проектировании, фото работ
Сегодня существует огромное количество сервисов, оказывающих услуги по техобслуживанию автомобилей, а также выполняющих ремонты любой степени сложности. Тем не менее, некоторые автомобилисты предпочитают самостоятельно делать техосмотр своей машины и даже устранять незначительные поломки. Как сделать яму в гараже своими руками, чтобы не ремонтировать автомобиль, лежа под ним, расскажем сегодня.
Размеры будущей ямы
Размер ямы определяется в зависимости от роста владельца машины и ее габаритов:
- для определения ширины измеряют промежуток между двумя передними или задними колесами, после чего отнимают от этого значения 40–50 см (пространство, которое понадобится для маневра одного и другого колеса). В большинстве случаев ширина готовой ямы составляет 90 см, что вполне удобно для работы;
- длину рассчитывают, добавив 1 метр к длине автомобиля. Это позволяет без проблем спускаться вниз и подниматься наверх;
- работать под машиной человеку удобнее в полный рост. Поэтому глубину смотровой ямы лучше определять, добавив к росту 18–20 см.
Такие правила расчета не являются эталоном. Здесь каждый руководствуется личными предпочтениями. Одним нравятся ямы, позволяющие работать с поднятыми руками, некоторые делают их вровень со своим ростом, а некоторые и того меньше. Последнее в большей степени актуально для хозяев автомобилей с высоким клиренсом.
Если нет возможности выкопать длинную яму, ее копают меньших размеров, а автомобиль загоняют в гараж вперед капотом или багажником в зависимости от того, какая его часть требует ремонта.
Внимание! В процессе планировки котлована к чистовым размерам добавляют толщину стенок, а также высоту пола.
Если разрешает площадь гаражного помещения, смотровую яму лучше разместить ближе к стене, а остальное место использовать для установки оборудования, например, стеллажей для запчастей и рабочих инструментов. При этом промежуток между краем котлована и близлежащей стенкой – 1 м.
Как сделать смотровую яму: пошаговая инструкция
Для оборудования смотровой ямы в помещении гаража необязательно иметь диплом строителя. Достаточно соблюдать пошаговую инструкцию.
Разметка и формирование котлована
Первое, что нужно сделать – разметить и выкопать котлован.
- отмеряют ширину, а также длину ямы согласно установленным размерам;
- вбивают во все 4 угла колья и натягивают леску;
- выкапывают котлован строго по обозначенной разметке;
- выравнивают стены;
- засыпают дно 2 слоями щебня любой фракции (высота 5 см), каждый раз его утрамбовывая;
- засыпают слоем строительного песка (5 см) и также утрамбовывают.
Внимание! Трамбовать дно нужно до тех пор, пока следы ног станут не видны.
Гидроизоляция
Для защиты смотровой ямы от грунтовых вод необходима гидроизоляция. Она бывает 2-х видов:
Наружная
В процессе ее выполнения котлован застилают водонепроницаемым материалом. Каждый последующий слой должен закрывать предыдущий не меньше, чем на 15 см. Края пленки на 20–25 см выходят на пол гаражного помещения. Для большей прочности стыки склеивают двусторонним скотчем.
Наружную изоляцию делают исключительно во время постройки ямы. Некоторые пренебрегают ею, мотивируя это глубоким залеганием подземных вод, то есть минимальным риском поступления их внутрь ямы. Тем не менее, вероятность его повышения существует всегда. По этой причине лучше все-таки не пренебрегать таким видом защиты, как наружная гидроизоляция.
Внутренняя
Этот вид гидроизоляции предполагает обработку стен и дна ямы специальными составами, снижающими гигроскопичность строительного материала. В идеале выбирать специальный состав, предназначенный для обработки бассейнов. Он и выглядит привлекательнее, и защитит качественнее.
Другой способ предупредить попадание лишней влаги в яму –оборудовать кессон, представляющий собой металлический короб, который устанавливают в самом котловане. Для профилактики выдавливания устройства водой к его бокам приваривают металлические пруты длиной около 1 м и забивают в грунт.
Когда грунтовые воды просачиваются в яму после ее постройки, избавиться от них можно с помощью так называемого приямка –сделанного в одном месте ямы и закрепленного бетоном углубления. Это даст возможность собрать влагу в одном месте и облегчит работу в самой яме.
Внутренняя отделка ямы
Поскольку ремонтировать машину приходится и в прохладное время года, смотровую яму рекомендуется утеплить. Для этой цели часто используется экструдированный пенополистирол, который укладывают на стены и пол между гидроизоляционным покрытием и внутренней облицовкой.
На утеплитель кладут армирующую сетку и заливают пол бетоном (5 см). Бетон можно сделать своими руками, соединив 1 ч цемента М 400, 3 ч песка и 5 ч щебня.
После застывания бетона (1–2 недели) выкладывают стенки. Для этого рекомендуется использовать:
- кирпич (желательно влагостойкий керамический). Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича делается обычно в полкирпича;
- строительные блоки;
- бетон армированный (марка М 250). Для армирования применяют специальную армировочную сетку или арматуру. Толщина бетонной стены составляет около 20 см.
Если облицовка стен кирпичом или строительными блоками не составляет особенного труда, то с заливкой стен бетоном придется повозиться больше. Прежде, чем их заливать, нужно сделать деревянную опалубку.
Совет! В стенках рекомендуется сделать ниши с полками, в которых удобно хранить инструменты. Оформляют такие ниши при помощи металлических уголков.
После выкладывания стен устанавливают металлическое ограждение вокруг входа в яму, которое должно примерно на 20 см подниматься над уровнем пола гаража.
Оформление дна
Дно в смотровой яме может быть земляным или залитым бетоном. В свою очередь, бетон покрывают плиткой, резиной либо деревом (доски, трапы).
Вентиляция и свет
Предупредить появление плесени и сырости поможет хорошая вентиляция.
- вытяжной, для которой в последнем ряду кирпича устанавливают трубу с выходом наружу;
- приточно-вытяжной, при которой устанавливают еще одну трубу с выходом наружу, но только почти у самого пола.
Для освещения в процессе обустройства ниш подводят электрический провод в защитной резиновой оболочке. Это поможет сделать освещение в яме и облегчить работу мастера.
Совет! Проведение освещения лучше доверить профессиональному электрику.
Входные ступеньки можно выложить из кирпича. Для маленьких котлованов более удобным будет использование обычной лестницы, которую делают из дерева либо металлических уголков.
Для удобства имеет смысл оборудовать вырытый котлован трапом из дерева или прочным табуретом.
Смотровая яма в гараже своими руками облегчит ремонт автомобиля и поможет сэкономить на услугах профессиональных строителей.
Изготавливается смотровая яма в гараже своими руками после составления плана-проекта объекта. Ее ширина определяется согласно колесной базе авто: должна быть меньше, обеспечивая возможность безопасного заезда машины. Длина должна составлять хотя бы на 1 метр больше, чем длина авто: это позволит удобно работать в яме. Допускает устройство смотровой ямы наличие небольших ниш. О том, как построить смотровую яму в гараже из наиболее доступного стройматериала, можно узнать в следующей инструкции: 1. Для начала необходимо сделать пол смотровой ямы в гараже: выровнять дно котлована, постелить рубероид (с заплывом на стены примерно в 0,5 м для каждой из них).
Как сделать смотровую яму в гараже легко и просто: размеры с чертежами и фото основных моментов
Высокая стоимость услуг в СТО заставляет многих автовладельцев заниматься ремонтом своих железных коней самостоятельно. Конечно, это требует обустройства соответствующей инфраструктуры в гараже — и ключевое место в ней занимает смотровая яма. Несмотря на кажущуюся сложность проекта, выполнить ее по силам любому мужчине. Главное — разработать правильный проект, учитывающий все оптимальные размеры, и последовательно следовать технологии. Рассказываем о том, как сделать смотровую яму в гараже и предлагаем все необходимые фото и чертежи.
Размеры смотровой ямы
Все начинается с размеров. Их не берут с головы — есть определенные рекомендации, которые прошли проверку временем, эмпирическим опытом других автовладельцев и полностью соответствуют требованиям безопасности. Они не являются стопроцентно универсальными, но с большой долей вероятности прекрасно сработают и в вашем случае:
- ширина определяется расстоянием между колесами машины, при этом минимальная рекомендуемая составляет 80 см;
- конечная длина должна быть больше общей длины автомобиля как минимум на 1 м;
- глубина зависит от роста человека и его способностью получить доступ к любой детали авто — к нему добавляется 15-20 см.
Есть нюанс: при невысоком росте автовладельца лучше сделать яму в 1,8-2 метра, а позже сделать настил либо подставку. Другой вариант — использование приставной лестницы. Удобно!
Также следует заранее выяснить, каков уровень пролегания грунтовых вод в вашем гараже. Если он достаточно высокий, то яму нужно сделать неглубокой либо вовсе отказаться от проекта.
При выкапывании котлована принимают в расчет толщину стен и подложки, поэтому прибавляют к указанным выше габаритным размерам как минимум 30 см по длине и ширине. С фактической глубиной котлована все сложнее. Нужно принять во внимание:
- толщину подушки;
- высоту стяжки;
- слой гидроизоляции.
И лишь уже от этого отсчитывать упомянутые выше 1,8-2 метра.
Приводим в пример готовые чертежи, которые помогут подготовить проект правильно. Вам останется лишь адаптировать их к особенностям вашего гаража.
гараж чертежи
Какие потребуются материалы
- песок и гравий — для приготовления кладочного раствора;
- щебень — для формирования подушки;
- цемент — для замешивания раствора;
- деревянные бруски в 30 на 30 мм (можно и 40 на 40);
- доски толщиной до 2,5 см или фанера толщиной до 1,5 см — для создания опалубки;
- доски толщиной до 4,5 см — для обустройства крышки смотровой ямы;
- гидроизолятор (рубероид, мастика, пленка) — для профилактики проникновения грунтовых вод и защиты стяжки от сырости (посмотрите, как сделать гидроизоляцию правильно);
- армирующий прут и стальная проволока — для создания армирующей решетки по стенам и напольному основанию ямы.
Если вы делаете вентиляцию, то также понадобятся пластиковые трубы — оптимально использовать варианты с диаметром до 10 см. Деревянные доски и бруски можно заменить кирпичами и пеноблоками, но стоимость работ в связи с этим вырастет.
Технология обустройства в 13 шагах
Шаг 1. Наносим разметку на пол. Делается это обычным мелом — выбираем место аккурат посередине помещения.
Шаг 2. Раздолбите бетон и срежьте всю арматуру по периметру.
Шаг 3. Удалите из проема грунт. Можно воспользоваться для этого лопатами.
Шаг 4. Выровняйте дно образованного котлована лопатами, аналогично — и со стенками.
Шаг 5. Оформите вентиляцию — без нее можно обойтись, но с ней воздух в смотровой яме и в гараже в целом будет заметно чище и приятнее. О вентиляция в гараже в целом — читайте здесь.
Это делается с помощью пластиковой трубы с диаметром не менее 10 см. Для этого нужно выкопать горизонтальную траншею и вывести ее через стену. Уже в траншее размещайте трубу таким образом, чтобы нижний ее конец находился у самого дна.
Шаг 6. Засыпьте в яму песок с расчетом на слой толщиной до 20 см. Поливая водой, утрамбуйте до нужной формы, а затем поверх уложите 10-сантиметровый слой щебня. Лучше использовать щебень с мелкими и средними фракциями.
Шаг 7. Выберите нужный гидроизолятор и зафиксируйте его на стенках и полу смотровой ямы. Идеально подходит материал рулонного типа: дешевле всего — рубероид, если бюджет посолиднее, то можно воспользоваться гидроизолирующей мембраной или пленкой.
Обратите внимание: полосы гидроизолятора укладываются нахлестом до 10 см, а после стыки закрепляются мастикой на основе битума либо специальными лентами. Также следует вывести гидроизолятор наружу и прижать концы каким-нибудь грузом при монтаже, чтобы избежать смещения.
Шаг 8. Выполняйте заливку дна стяжкой. Ориентировочная толщина слоя — 5-7 см.
Шаг 9. Стенки выполняются из блоков либо кирпичей.
В случае, если решили работать с блоками/кирпичами, то укладку ведите со смещением на половину. Отлично подходит для фиксации кладочный раствор из цемента и песка.
Есть и второй вариант — создание монолитной конструкции из бетона. Для этого необходимо из досок либо фанеры (см. материалы) подготовить опалубку. Она может быть одно и двухслойной. Обычно двухслойную оформляют в тех случаях, когда приходится иметь дело с непрочным песчаным грунтом.
Усилит конструкцию армирующий каркас, размещенный аккурат посередине. Части каркаса можно скрепляются между собой арматурным прутом.
Шаг 10. Заливаем бетон. Используйте весь его массив, лучше всего заливку производить в течение дня через каждые 4 часа.
Шаг 11. Через неделю снимайте опалубку, но пользоваться ямой еще нельзя — она окончательно затвердеет только примерно через 30 дней.
Шаг 12. Займитесь финишной отделкой. Можно:
- покрасить;
- облицевать керамической плиткой;
- оштукатурить.
Шаг 13. Последний штрих — создание ограничительной конструкции по периметру. Для этого можно использовать уголок из стали. Однако зачастую этот этап многими владельцами гаражей благополучно пропускается. Но если вы хотите сделать все эстетично и красиво, то действуйте!
Заключение
Смотровая яма в гараже — не роскошь, а необходимость, если вы привыкли устранять мелкие неисправности в автомобиле своими руками и хотите создать максимально располагающую для комфорта обстановку в помещении. Конечно, для ее правильного обустройства придется потратить энное количество денег, времени и физических ресурсов, но зато в вашем расположении всегда будет прямой и, главное, безопасный доступ к днищу машины.
Источник4 Утепление смотровой ямы в гараже. 5 Как сделать смотровую яму в гараже. 5.1 Из кирпича: пошаговый фотоотчет. 5.2 Особенности изготовления стенок из бетона. Размеры смотровой ямы в гараже. Строгих рекомендаций по размерам ямы для гаража вы не найдете. Основываются в основном на параметрах машины и собственном росте. Выкопан приямок, установлена опалубка.
Так как полностью от сырости в этом случае избавиться не получается, на пол ямы сбивают дощатый настил. Чтобы доски на гнили, их можно пропитать отработкой. Если не нравится ее запах, возьмите специальную пропитку для древесины, имеющей непосредственный контакт с грунтом (Сенеж Ультра, например). Утепление смотровой ямы в гараже.